$39.60 €42.44
menu closed
menu open
weather +11 Киев

С чего начинается Родина photo icon

Уходящий год стал особенным для Украины. Все, кто сейчас живет в нашей стране, никогда не переживали ничего подобного. И, очевидно, анализировать и внутренне переживать происходящее будем до конца жизни (если, конечно, не случится ничего еще более экстраординарного). Движущей силой Евромайдана стал патриотизм. Крики "Слава Україні!", "жовто-блакитна" гамма в одежде, все более массовый переход населения на "українську мову" – внешние проявление патриотизма. 

Сейчас в мире активно развиваются и идеи синтеза патриотизма и космополитизма

Философское определение патриотизма – нравственный и политический принцип, содержанием которого является любовь к родине и готовность подчинить этой любви свои частные интересы. Патриотизм – это гордость достижениями своей страны и готовность их защищать. Исторически патриотизм обусловлен существованием государств со своей территорией, языком, традициями, культурой.

В эпоху американской и французской буржуазных революций понятие "патриотизм" было тождественно понятию "национализм", при политическом (неэтническом) понимании нации. По этой причине во Франции и Америке в тот период понятие "патриот" было синонимом понятия "революционер". Одним из символов этого революционного патриотизма и является “Марсельеза”.

Интересно японское трактование патриотизма, известное как "конго-дзэн" ("твердый, как алмаз"). Конго-дзэн – цель жизни каждого сознательного человека, процесс самосовершенствования и помощь в его осуществлении другим людям. Согласно буддизму, каковы в своем духовном и телесном состоянии члены общества, таково и оно само. Соответственно, патриотизм в азиатской культуре – это совершенствование себя, обретение здоровья и силы для помощи людям, отрицание концепции превосходства одной нации над другой, а не готовность погибнуть ради какой-то цели или идеи, как это трактуется в Европе и США.

В европейской традиции лица, "страдающие патриотизмом", как правило, оцениваются положительно. Великий мыслитель Лев Толстой, напротив, считал патриотизм чувством "грубым, вредным, стыдным и дурным, а главное – безнравственным", именно на патриотизм списывая происхождение войн. Одним из любимых афоризмов Льва Николаевича было выражение Самуэля Джонсона: "Патриотизм – это последнее прибежище негодяя".

Лев Толстой писал  в эссе 1896 года "Патриотизм или мир?":

"Ведь если живут рядом два вооруженные человека, которым с детства внушено, что могущество, богатство и слава суть высшие добродетели и что потому приобретать могущество, богатство и славу оружием в ущерб другим соседним владетелям есть самое похвальное дело, и если при этом над этими людьми не стоит никакого ни нравственного, ни религиозного, ни государственного ограничения, то разве не очевидно, что такие люди будут всегда воевать, что нормальное отношение их между собой будет война и что если такие люди, сцепившись, разошлись на время, то это они сделали только по французской пословице: роur mieux sauter, т.е. разбежались для того, чтобы лучше прыгнуть, с большим остервенением броситься друг на друга. ...Производит же войну желание исключительного блага своему народу, то, что называется патриотизмом. А потому для того, чтобы уничтожить войну, надо уничтожить патриотизм. А чтобы уничтожить патриотизм, надо прежде всего убедиться, что он зло, и вот это-то и трудно сделать”.

Один из главных идеологов ОУН-УПА Петро Федун-Полтава считал, что патриотизм – это высший дар, духовная ценность. В своем труде “Концепція самостійної України” с практической точки зрения он так описывает патриотизм:

“Патріотизм мусить проявлятися не тільки в охоті зложити життя в жертві за національні ідеали, але й в охоті щоденною тяжкою працею здобути щораз нові позиції, творити щораз нові вартости. В історії нічого не приходить задарма. Ніякі вартості ані моральні, ані матеріяльні не спадають з неба, але є результатом послідовної, тяжкої, щоденної роботи. Вони лежать в прямім відношенні до вложених зусиль протягом якогось часу. Зріст патріотизму національної свідомости, національної солідарности в усіх суспільних клясах, і зокрема в робітничій клясі, – найбільш маркантне явище нашого часу. І воно не випадково лише виступає одночасно з явищем покращання економічного становища робітничої кляси. Між цими двома явищами існує тісний взаємозв'язок: зменшування клясових антагонізмів зміцнює становище ідеї нації”.

Сейчас в мире активно развиваются и идеи синтеза патриотизма и космополитизма (который продвигает всемирное гражданство и считается антагонистом патриотизма). При синтезе космополитизма и патриотизма интересы родины и мира, своего народа и человечества понимаются соподчиненными, как интересы части и целого, с безусловным приоритетом общечеловеческих интересов. Так, английский писатель и христианский мыслитель Клайв Стейплз Льюис писал: “Патриотизм – хорошее качество, гораздо лучшее, чем эгоизм, присущий индивидуалисту, но всеобщая братская любовь – выше патриотизма, и если они вступают в конфликт между собой, то предпочтение следует отдать братской любви”.