$39.78 €42.38
menu closed
menu open
weather +3 Киев

Строительство "стены" – результат

Государственная граница строится и будет построена. Тому, кто выступает против обустройства границы и линии безопасности, мы дадим возможность получить билет в одну сторону – по ту сторону границы.

Арсений Яценюк, 18 февраля 2015 года

Впервые о проекте "Стена" (позже премьер начал называть его "Европейский вал") Яценюк заговорил в начале сентября прошлого года. Он сказал, что Украине необходимо построить "реальную государственную границу" с Россией. В 2014 году проект начал реализовываться в трех областях – Харьковской, Черниговской и Сумской, премьер даже ездил в пограничный пункт "Гоптовка" (Харьковская область) инспектировать строительство инженерных укреплений.

Предполагается, что противотанковые рвы с укрепленными пограничными пунктами будут построены на более 3000 км, включая границу с Крымом и разделительную линию с временно не подконтрольной Киеву территорией на Донбассе. По словам премьера, проект будет реализован за четыре года, до 2018-го, за средства из госбюджета и международных доноров.

Вначале сообщалось, что стоимость проекта "Стена" – около 8 млрд грн, затем правительство сообщило, что работает над его удешевлением: по данным INSIDER, власти отказались от первоначальной идеи тянуть вдоль границы забор с колючей проволокой, что снизило цену проекта вдвое.

В прошлом году на реализацию задумки Киев уже получил 235 млн грн от ЕС, из которых до Нового года было потрачено более 163 млн грн. Эта сумма была направлена, в первую очередь, на обустройство полосы безопасности вдоль линии разграничения на Донбассе.

Что удалось сделать в рамках проекта Что удалось сделать в рамках проекта "Стена" (данные на февраль 2015 года). Скриншот сайта kmu.gov.ua

Последний раз публично глава Госпогранслужбы Украины (именно это ведомство занимается реализацией проекта) Виктор Назаренко отчитывался о строительстве "Стены" 18 февраля. Презентация его доклада выложена на сайте Кабмина.

По словам Яценюка, "Стена" необходима для получения безвизового режима с ЕС. "Зачем нам проект "Стена" или "Европейский вал"? Безвизовый режим. Никто безвизового режима не даст, если нет границы", – отметил премьер.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Николай Сунгуровский, военный эксперт, директор военных программ Центра Разумкова. Фото: uceps.org Николай Сунгуровский – военный эксперт, директор военных программ Центра Разумкова. Фото: uceps.org

– Насколько мне известно, этот проект вообще не реализуется. То есть пока не та ситуация, чтобы думать о нем. Сейчас необходимо говорить о фортификационных сооружениях на линии соприкосновения войск.

В целом реализовать этот проект вполне реально, если бы на него были средства. А так – пограничники получили какую-то часть денег, вот эту часть они как-то освоили и что-то там построили. На весь проект финансов нет.

Украина находится в таком состоянии – и в финансовом, и в социальном, – что пока не до "Стены". Когда речь идет о каких-то проектах, необходимо себе отдавать отчет: для чего это надо и насколько это реализуемо.

Сейчас вал различных инициатив, которые принимаются по принципу "кто быстрее". Вот кто-то пропихнул эту "Стену", оно и пошло

А пока мы наблюдаем вал различных инициатив, которые принимаются не по принципу "нужно ли это Украине", а про принципу "кто быстрее". Вот кто-то пропихнул эту "Стену", оно и пошло.