$39.58 €42.26
menu closed
menu open
weather +11 Киев

ОЛЬГА СКРИПНИК: КРЫМСКИЕ ТАТАРЫ – ЭТО СПЛОЧЕННАЯ СИЛА, КОТОРАЯ МОЖЕТ ОКАЗАТЬ СОПРОТИВЛЕНИЕ ОККУПАЦИИ

ОЛЬГА СКРИПНИК: КРЫМСКИЕ ТАТАРЫ – ЭТО СПЛОЧЕННАЯ СИЛА, КОТОРАЯ МОЖЕТ ОКАЗАТЬ СОПРОТИВЛЕНИЕ ОККУПАЦИИ

Фото: Центр інформації про права людини / Facebook Заместитель председателя Крымской полевой миссии по правам человека Ольга Скрипник. Фото: Центр інформації про права людини / Facebook

В прошлом году мы зафиксировали нарушения почти во всех правозащитных сферах в Крыму. И это не единичные случаи, а именно системные нарушения. В группу риска попали все, кто открыто поддерживают Украину и не признают аннексию. И поскольку таких людей много среди крымских татар, то, да, есть определенная тенденция дискриминации по этническому признаку.

Крымские татары стали уязвимой группой по многим причинам, в том числе из-за политической позиции. Ведь еще в начале марта Меджлис говорил, что он не поддерживает референдум (о статусе Крыма, который состоялся 16 марта. "ГОРДОН") и не признает его легитимным. Да и вообще, крымские татары  это такая сплоченная, организованная сила, которая может оказать сопротивление оккупации. Скорее всего, крымская власть, поддерживаемая Россией, чувствовала эту опасность, поэтому и начала негласную борьбу с крымскими татарами.

Для понимания ситуации нужно учитывать, что сейчас в Крыму очень нестабильная ситуация. Уже прошла эйфория: "О-о-о, пришла Россия. Все чудесно". Даже те, кто поддерживал аннексию, уже понимают, что не все сбылось, что было много лжи. Например, в течение двух месяцев военные не получают пенсий. Официально якобы из-за перерасчета, но пенсий нет. И вот когда на фоне этих социальных трудностей появляется сплоченная сила, которая может объединить людей,  это уже большая проблема. Все тоталитарные режимы ограничивают тех, кто может быть лидером мнений и может организовать какое-то сопротивление.

Президент Украины постоянно должен обращаться к гражданам Украины, которые живут в Крыму и фактически являются заложниками, но этого не происходит

Реакция украинской власти на все эти проблемы – это отдельная тема. Все ее действия не являются достаточными. И это подтверждается многими фактами. Например, так называемая транспортная блокада никак не улучшила ситуацию, а лишь отрезала Крым от материковой Украины. Или взять предательский закон о свободной экономической зоне, который фактически заставляет людей получать российское гражданство, поскольку в Украине они являются нерезидентами. Но в последнее время даже заявлений об этих проблемах нет. И если мы уже говорим о заявлениях, то их должен делать президент (а не МИД. "ГОРДОН"), поскольку он является гарантом Конституции. Он постоянно должен обращаться к гражданам Украины, которые живут на оккупированной территории, в Крыму, и фактически являются заложниками. А президент к ним не обращается. Более того, он принял национальную стратегию развития-2020, где вообще нет Крыма. Не упоминается! И как людям реагировать на то, что президент их просто вычеркнул? В общем, есть настолько много ошибочных действий Украины, которые просто недопустимы – как по отношению к крымским татарам, так и по отношению ко всем, кто живет на полуострове. Минимум два этих закона – о свободной экономической зоне и оккупированной территории Украины – нужно немедленно менять.

Если говорить о международном сообществе, оно сейчас находится в необычном положении. Европа привыкла, что есть такие структуры, как Совет Европы, как Европарламент, которые могут решать проблемы политическим, экономическим или дипломатическим путем. Но сейчас мы столкнулись с агрессором, на которого это не действует. На него влияет только война, которую вести никто не хочет. В этом и проблема. То есть, они все работают, когда нет боевых действий, когда можно вести переговоры. Но у них нет понимания, что делать, если уже началась война. И здесь важно, чтобы тема Крыма была первой как в риторике украинских политиков, так и в риторике европейских парламентариев и международных структур. Потому что все началось с Крыма. И решить проблемы можно будет лишь тогда, когда полуостров будет возвращен Украине и мы сможем говорить о восстановлении какой-то международной ситуации. Сейчас же все выглядит так, что улучшение положения крымских татар возможно только тогда, когда Крым вернется под юрисдикцию Украины.

Есть ли у самих крымских татар план действий? Не думаю, что у них есть четкое видение, что делать, потому что никто не знает, что будет дальше. Сейчас ситуация очень непредсказуемая для всех – как для крымских татар, так и для международного сообщества и Украины. Поэтому не уверена, что есть какая-та стратегия. Но какой бы ни была эта стратегия, в первую очередь она должна быть направлена на защиту обычных людей, а не каких-то корыстных или государственных интересов. Для России – понятно, люди не имеют никакой ценности, но важно, чтобы Украина сохранила ценность человеческой жизни и делала все для защиты как крымских татар, так и всех, кто остается в Крыму.