$39.22 €42.36
menu closed
menu open
weather +10 Киев

БОГДАН ЯРЕМЕНКО: ЗАДАЧА РОССИИ ПОНЯТНА – УНИЧТОЖИТЬ КРЫМСКОТАТАРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ, НО МЫ МОЖЕМ СНИЗИТЬ ЭТО ДАВЛЕНИЕ

БОГДАН ЯРЕМЕНКО: ЗАДАЧА РОССИИ ПОНЯТНА – УНИЧТОЖИТЬ КРЫМСКОТАТАРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ, НО МЫ МОЖЕМ СНИЗИТЬ ЭТО ДАВЛЕНИЕ

Фото: Геннадий Матвиенко / Facebook Украинский дипломат, бывший генеральный консул Украины в Стамбуле Богдан Яременко. Фото: Геннадий Матвиенко / Facebook

Во-первых, надо четко понимать, что положение с правами крымских татар ухудшается не из-за действий украинской власти, а из-за оккупации Крыма Российской Федерацией. Во-вторых, и международное право, и украинское национальное законодательство возлагает ответственность за соблюдение прав человека на государство-оккупанта – то есть, на Россию.

Что касается реакции Украины на эти проблемы... Трудно сказать, можно ли сделать больше в ситуации, когда Крым полностью и эффективно контролируется российскими вооруженными силами и правоохранительными органами. Другое дело, что ни крымскотатарские организации, ни украинская власть еще не пришли к пониманию того, что делать с Крымом и крымскотатарским вопросом, хотя такие предложения экспертное сообщество уже выдвигает. Речь идет о создании каких-то параллельных руководящих структур крымскотатарского движения и Автономной Республики Крым на территории Украины, а также о создании исполнительного органа центральной власти, который бы занимался крымским вопросом. Украина должна создать полноценную крымскотатарскую среду на территории, не оккупированной Россией. Это общая задача и для правительства, и для украинских общественных организаций, и для крымскотатарских организаций.

Пока Россия нас переигрывает. Она успевает обезглавить крымскотатарское движение, а у Украины нет никакой эффективной контрстратегии

Нам надо предоставить крымским татарам статус коренного народа в соответствии с конвенцией ООН и, наверное, принять решение о создании крымскотатарской национальной автономии в Крыму даже без контроля над самим полуостровом. Так мы могли бы выстроить институты, которые занимались бы сбором информации и реагированием на проблемы крымских татар. А пока все еще остается на прежнем уровне: ряд организаций, в первую очередь, крымскотатарских, реагирует на свои проблемы, иногда на них отвечают украинские общественные организации, изредка – МИД. Но здесь речь не о том, что эти действия недостаточны. Все делается правильно: к крымскотатарскому вопросу привлекается внимание и ПАСЕ, и Европейского союза. Просто надо переходить к другому уровню организации работы. А пока Россия нас переигрывает. Она успевает фактически уничтожить крымскотатарское движение, оказывая давление и на активистов, и на Меджлис, обезглавить крымскотатарские организации, отрезав от них лидеров, которые остались в Киеве, а Украина пока никакой эффективной контрстратегии предложить не может.

Задача России понятна – уничтожить крымскотатарское движение, сделать его полностью подчиненным себе и контролируемым. И она будет пытаться этого добиться. Но чего однозначно можем достичь мы  снизить давление на людей и на крымскотатарские организации. Здесь нужно ставить стратегическую цель, и это не освобождение нескольких активистов или реагирование на их преследование, а освобождение Крыма и изменение отношения к крымскотатарскому вопросу. Иначе мы будем всегда болтаться в хвосте, лишь реагируя на проблемы. Дискуссия о них есть, но без изменения подхода к вопросу она не даст никаких результатов.