Украинская творческая интеллегенция была одним из главных антигероев большевистской пропаганды
Во времена Большого террора, также известного как ежовщина – период массовых репрессий и политических преследований, организованных Иосифом Сталиным, – случилась такая история.
Известный украинский художник, искусствовед и архитектор Василий Кричевский (кстати, благодаря ему появился дом-музей Тараса Шевченко в Киеве) разрабатывал проект музея для Шевченковского национального заповедника в Каневе. И Кричевского как раз выбрали членом правления Союза советских архитекторов в Москве и похвалили.
Но партийные кандидаты – недовольные тем, что их обошли вниманием и просто из-за зависти – в лице архитектора Ивана Машкова, секретаря этого самого Союза, состряпали статью-донос “Вылазка буржуазных националистов” в “Архитектурную газету”, в которой утверждали, что план музея – в виде креста. И это, мол, означает тайное желание украинских националистов сохранить в любой форме крест на могиле Шевченко. Строительство музея сразу же приостановили и назначили специальную партийную комиссию, призванную расследовать это преступление против человечества.
Кричевского затаскали по "консультациям экспертов”, и наконец, искусствовед-партиец, болгарин Г. Радионов, смог убедить комиссию, что музей по форме напоминает все-таки не крест, а молоток – символ идеологически выдержанный. Строительство музея разрешили завершить.