$39.22 €42.36
menu closed
menu open
weather +11 Киев

1944 год

4 января, вторник

Прошло четыре дня, но пережито в эти дни больше, чем за год. Сегодня страшный день. С самого утра бомбят. Куда лучше уехать, не знаю. Нервы очень напряжены. Без конца гудят самолеты, бьют пушки. Говорят, что фронт был еще вчера 3–4 км. Ожидать покоя сейчас невозможно. Останемся ли живы? Живем у самой дороги и идти некуда. Опять гудит самолет... Страшно бьется сердце, писать не могу... Что-то будет? 

Сколько пережито за четыре дня, опишу после, т.к. мысли обрываются...


5 января, среда

Провели страшную ночь. Прошел фронт. Вчера страшно грохотало, но я все же разделась и могла спать. Но в 11 часов ночи начался свист снарядов, вспышки огня – строчил пулемет. Я мгновенно оделась. Лишь мама искала то одно, то другое. Все свои вещи побросали в погреб и сами там сидели несколько часов. Когда немного утихло, вернулись домой. Уснула я под утро тяжелым сном. Ночью шли танки, войско, видимо, разбитые части. Сегодня утром началось что-то невообразимое. До 12 часов просидели в погребе. Строчил пулемет, гремели орудия и слышалась ружейная стрельба. Как видно, вошли русские и был бой. Все попрятались. Я не могу переносить лишь гула самолета. Начался воздушный бой. Грохочут орудия. Немецкий самолет спасается бегством. Опять стреляют...

Фото: digital.warmuseum.kiev.ua Фото: digital.warmuseum.kiev.ua

6 января

Наконец-то вошли наши. Настоящие русские сибиряки. Молодые, бодрые, уверенные в победе. Вчера едва успела покушать, как началось наступление. Был какой-то ужас! Гудели орудия, самолеты, танки. Вышли мы из погреба, когда уже темнело. 

Скоро увижу Киев! Что-то застану там, тревогой сжимает сердце. Где буду жить?


9 января, воскресенье

Сегодня буду собираться, чтобы идти в Киев. Волнует меня здоровье мамы. Она все кашляет. Скорее бы в Киев. В селе много убитых, кто плачет, а кто радуется приходу мужей, сыновей. Война для меня окончена. Я собираюсь домой. Германия, конечно, уже разбита и больше с силами не соберется для наступления. Но украинцы не рады, что им опять надо будет идти на фронт. Настроение у них мрачное, конечно. Приятно, когда русские бьются за Украину. Ну и народ! Лишь теперь я их узнала во всей красе! Скорее бы уехать. Воры они страшные.

Начались безуспешные поиски комнаты. Старая комната занята, вещи вывезены. Нужно подавать в суд

16 февраля, среда

Сколько волнений было за это время и мучений, описать невозможно. Это было хождение по мукам. 10.01 я вышла из села с небольшой котомкой. В Киев. Лишь только я прошла немного, как часть спутников вернулись обратно в село. Пройдя дальше, я так устала, что тоже повернулась назад. Около села мне встретилась подвода, которая подвезла до Черкасс, потом шла, затем какая-то машина подвезла до Василькова. 

На другое утро была страшная метель, которая сбивала с ног, но я все же вышла на дорогу. Через два-три часа меня взяла машина. Приехала в Киев в шесть вечера. Страшно замерзла. Идя по городу, я увидела новые разрушения. Сгорела часть Красноармейской, Саксаганского, Короленко, Тарасовская. На душе было тяжело и совершенно не радовало, что я опять в Киеве. Пошла к Лиде. У нее жил какой-то майор. Меня это страшно удивило, но потом поняла, что все идет закономерно, иначе и быть не может. Она опять поменяла шкуру. Надо лишь брать пример и учиться у нее. Но я не смогу, уж слишком у меня прямолинейный характер. Я им помешала, но была так утомлена и замерзла, что не могла искать другого места. Спала в нетопленной комнате и думала, что совершенно простужусь. Начались безуспешные поиски комнаты. Наконец нашла очень плохую на пятом этаже. Старая комната занята, вещи вывезены. Нужно подавать в суд. Бросив все, поехала к маме. С большим трудом добралась. Все машины загрузли в грязи. 10 км ехала шесть часов. В три часа ночи пошла к маме. Она бледная, худая и все кашляет, а главное, она не смотрит за собой. Без меня тяжело болела. 

Была в селе один день. Вещи оставила у Веры Ивановны. Тяжело все же от кого-то зависеть. 

Приехала в Киев и 15.01 пошла на завод КЗТС, была горячо встречена. Сейчас работаю там инженером-химиком. Сейчас в отпуске, со 2.02 по 18.02. Завтра хочу поехать к маме, чтобы взять часть вещей и продуктов. Вчера была в институте. Меня приняли на четвертый курс дневного факультета химии. 

Жизнь идет полным ходом. В городе работают кино, театры, заводы. Хлеба дают по книжкам по 300 грамм. За ним стоят очереди с трех часов утра. 

Побед у нас много, взято много городов. Берлин бомбят, но конца войне еще не видно. Сообщали, что Германия предлагает Англии сепаратный мир. Но после Англия дала опровержение. Все время пишут о зверствах немцев, идут расследования. Я так устала, так измучена, что нет энергии о чем-либо заботиться, покупать, доставать. Тяжело, страшно тяжело. 

Получила письмо от матери Игоря. Меня очень тронула ее забота обо мне. Видела Гришу. Он очень тяжело страдает от того, что он еврей. Он со мной был очень откровенен. Очень жаль его.

Фото: digital.warmuseum.kiev.ua Фото: digital.warmuseum.kiev.ua

5 марта, воскресенье

Вот уже несколько дней, как я живу в своей комнате. Нет ничего. Раиса дала печь, кофейник, кружку, щетку, тарелки. Скверно, неуютно и нет больше сил заботиться, доставать, организовывать. Сейчас я на соцстрахе, 21.02 сломала левую руку в кисти и сейчас она у меня в гипсе. На заводе бываю часто, помогаю, чем могу. 

Финляндия просит мира. Наконец-то хотя бы одна страна поумнела!


8 марта

Страшно устала. Покупать что-либо нет охоты. Работа совершенно ничего не дает. Как можно жить, просто немыслимо. Взяла отпуск в институте до осени. 


12 марта

У нас победы! Взята Умань. Двигаемся вперед и вперед. Мои дела пока плохо. Мебели нет, безобразия много. Хожу, хожу и ничего не могу найти. Рука срастается, уже могу поднять легкие предметы. 

Фото: digital.warmuseum.kiev.ua Фото: digital.warmuseum.kiev.ua

13 марта

Меня совершенно никто не интересует и не интересовал все эти годы. Считаю, что в годы войны не до увлечения, даже как-то и в голову это не приходило. Да и раньше я никогда не увлекалась, меня только забавляло, когда в меня влюблялись. Когда пройдет эта ужасная война! В течение всей войны у меня не было ни одного светлого дня. Да и как можно было смеяться, когда столько страданий, столько льется крови!


21 марта

Сообщили по радио, что взята Винница. Говорят, что она горит несколько дней. Говорят, что немцы оккупировали Венгрию. 

Мои дела скверные, купить из мебели ничего не могу. Взяточничество и произвол страшные. Мебель можно достать только через знакомства за взятку. Честным путем сделать ничего нельзя. Возмущает все это безобразие. 

Сегодня ко мне подошел бледный худой красноармеец и попросил милостыню на хлеб

10 апреля

В ночь с 7-го на 8-е был налет на Дарницу. Там было много эшелонов войск и много жертв. Говорят, что было что-то страшное. Мама очень волновалась, мне было безразлично, т.к. боязнь надоела. 

Сводка хорошая. Перешли границу Румынии, достигли границ Чехословакии. Скорее бы конец войне. Евреев в Киеве уже полно, все руководящие должности в их руках. Не любят их страшно, но ничего не изменилось. 


12 апреля

Несколько дней, как освобождена Одесса. Лида войны не чувствовала, все занимается амурными делами. А у меня все трудности, волнения и конца не видно. 


13 апреля

Сегодня ко мне подошел бледный худой красноармеец и попросил милостыню на хлеб. Я дала три рубля. Мне было страшно больно и стыдно, что наши защитники в таком положении. Проходящая женщина сказала, что красноармейцы часто просят хлеба и с радостью берут сухари.

Фото: digital.warmuseum.kiev.ua Фото: digital.warmuseum.kiev.ua

18 апреля

Эту ночь опять сильно бомбили Дарницу. Я была спокойна. Жизнь мне надоела, одна несправедливость и издевательство. 

Умер генерал армии 1-го Украинского фронта Ватутин, 16.04. Вчера хоронили. Для него окончилась война и ничего уже не надо. Говорят, что его ранили в ногу бандеровцы. 

Весь город его провожал.


20 апреля

Отправила маму в село.


28 апреля

Не могу я жить: измучилась я страшно.


1 мая, понедельник

Холодный день, демонстрации не было, т.к. боялись налета. Это верно. Два раза пролетал немецкий самолет, видимо, на разведку.


7 мая

В ночь с 5-го на 6-е опять бомбили Дарницу в течение полутора часов. Говорят, что немцы пошли в наступление. Неужели они применят газы?! В Киеве вся торговля в руках евреев. Они воюют на трудовом фронте! Недовольство ими страшное.


19 мая

9.05 взят Севастополь. Пока спокойно, налетов нет. С завода не отпускают, хотя делать нечего.

Немцы скоро запросят мира. Какое это будет счастье

28 мая, воскресенье

Какой ужас пережили люди на востоке и особенно в Ленинграде. Появилась некоторая возможность оборудовать лабораторию, я, конечно, использую ее полностью. Это было бы колоссальным успехом.


6 июня, вторник

Сегодня в четыре часа дня было радостное известие. Союзники открыли второй фронт. Началась высадка войск в Северной Франции. 4000 судов под прикрытием 11 000 самолетов. Все были радостные и поздравляли друг друга. Ведь это начало конца. Немцы скоро запросят мира. Какое это будет счастье. Вчера был взят Рим! Как себя чувствует Гитлер? Сколько погубил даром людей и какой крах!

Чем-то он кончит.

Фото: Фото: digital.warmuseum.kiev.ua

13 июня

Прошлую ночь опять сильно бомбили Дарницу. Я под звуки бомбежек из зениток дремала. Фастов совершенно разбит. Каждый день и ночь его бомбят. На фронте большие бои. Союзники продвигаются. Рим немцы сдали, не разрушив древних ценностей. Разрушили лишь заводы.


22 июня, четверг

Три года назад в этот день упали первые бомбы на Киев и окончилась спокойная жизнь. Сколько погибло хороших людей, а негодяи и дезертиры процветают, но они больше всего кричат о любви к Родине и посылают других умирать за них.


26 июня

Было открытие стадиона. Ровно на три года опоздание. Л. была на открытии. Она весело живет, время не теряет. Вернется Алеша – она опять будет примерной женой. Страшный наплыв евреев, занимают теплые места.

Фото: digital.warmuseum.kiev.ua Фото: digital.warmuseum.kiev.ua

2 июля, воскресенье

Взят Могилев, Борисов, ежедневно берут большое количество населенных пунктов. Война проиграна, непонятно, на что Германия еще рассчитывает. Скорее бы конец войне!


10 июля

Издан закон о браке семьи и разводе. Возрождают религию, вводят аттестат зрелости, золотые и серебряные медали. Спрашивается, зачем было раньше все разрушать?


5 августа

Много побед у нас, взяты Львов, Каунас, подошли к границе Пруссии. 20.07 было покушение на Гитлера, но он отделался ожогом и ушибом. Присутствующие генералы были ранены. Произведено много арестов. Замешаны генералы верховного командования. Скрылся бургомистр Лейпцига. За его поимку объявлена награда в один миллион марок. 

Немцы выпустили на Англию более 5000 летающих снарядов, убитых около 5000, раненых 14 000. В Лондоне разрушено 17 000 зданий и 800 000 повреждено.

Я воюю на заводе о своем уходе, но не отпускают, хотя есть предписания от прокурора.


20 августа

16.08 провели через город пленных немцев. Вид, конечно, у них ужасный: грязные, измученные. Не жаль, так и нужно.


25 августа

Вчера ночью сообщили, что глава румынского правительства бежал в Берлин. Мы обратились к румынам, чтобы они избрали новое правительство. Англия в 6 км от Версаля. Скоро будет взят Париж.


10 сентября

Много событий произошло за это время. Румыния вышла из войны, заключила с нами мир. Предоставила нам возможность передвижения по ее территории. Антонеску арестован. Нами взят Бухарест. Вскоре запросила мира Финляндия. Согласилась на наши условия: вывести немецкие войска и отойти до старых границ. 

Болгария объявила нейтралитет, но нас это не удовлетворило и мы объявили ей войну. Вчера по радио сообщили, что Болгария просит мира и порывает с Германией. Варшава окружена, там идут большие бои. 

У меня стало немного уютней. С завода все не отпускают. Я нашла себе заместителя, доцента-химика, но меня все равно не отпускают.

Фото: digital.warmuseum.kiev.ua Фото: digital.warmuseum.kiev.ua

1 октября, воскресенье

Последнее время много работаю по выполнению производственной программы, даже начальник цеха сказал, что я золотой работник и одна вывожу цех, и это верно. Домой возвращаюсь в час-два часа ночи.


10 октября

Союзники очистили всю Францию, перешли линию Зигфрида. У нас тяжелые бои на рижском направлении. Перешли венгерскую границу. Варшава до сих пор не взята. Болгария и Румыния воюют против Германии. Союзники высадились в Греции и продвигаются почти без сопротивления. С завода по-прежнему меня не отпускают.


16 октября

На заводе меня держат просто на цепи. Поругалась с начальником. Мне кажется, что он мне просто хочет помешать получить образование, потому что я русская.

Слушала выступление Сталина. Слушать его тяжело. Он совершенно не обладает даром речи, но все же говорит лучше, чем раньше

1 ноября

Я в фаворе, на заводе носят на руках, хвалят на всех собраниях. Я провела бешеную работу: обеспечила выполнение плана в то время, как он, безусловно, был бы сорван. Работаю по двое суток.

28.10 наша армия перешла границу Пруссии, там не осталось ни одного немца. 

Моя мама все не едет. Опали листья за стеклом, моросит осенний дождь. Скучно и однообразно тянется жизнь. Я без сожаления оставила бы этот свет.


10 ноября

6.11 слушала выступление Сталина. Слушать его тяжело. Он совершенно не обладает даром речи, но все же говорит лучше, чем раньше.


13 ноября

Немцы стали применять против Англии снаряды-ракеты. Скорость полета их быстрее света, они летят в стратосферу, вследствие этого невозможно предупредить население о их приближении. Жизнь страшно скучная; хорошо, что радио провела.


26 ноября

В комнате холодно, коптилка нагоняет тоску. С утра до вечера я занята. В городе сильно развит бандитизм. Раздевают, чуть стемнеет. Нет ни одного светлого дня. Все заботы и заботы. Видно, родилась я для одной работы. Выходных дней почти нет.

Фото: digital.warmuseum.kiev.ua Фото: digital.warmuseum.kiev.ua

11 декабря

Надеюсь, завтра я добьюсь своего увольнения. Мама все не едет. Скорее бы конец войне.


31 декабря

Наступает новый, 1945-й, год. Надеюсь, что он будет более хороший и принесет с собой мир. Сколько людей гибнет сейчас. В Будапеште идут бои в городе, приходится брать каждый дом. Наше правительство объявило ультиматум окруженным немцам и венграм: предложило сдаться со всем вооружением. Обещано сохранить жизнь, амуницию, чины, ордена. Ответ ждали до 12 часов 30.12. Когда наши парламентеры поехали на легковой машине с белым флагом, они убили по пути одного. Второй доехал к немцам, но немцы отказались принять ультиматум. На обратном пути он был убит. Спасся только один переводчик. Теперь мы снимаем ответственность с себя за разрушение Будапешта. Какой там сейчас ужас. 

Добро пожаловать, Новый год.