$39.22 €42.36
menu closed
menu open
weather +9 Киев

23 мая 1938 года он очень спешил. В 11.30 приехал в Роттердам, добрался до отеля и уже здесь, в ресторанчике, ждал важную встречу, которая в итоге и состоялась через несколько минут. Собеседники поговорили и попрощались. Уходя, один из мужчин вручил своему коллеге подарок. Другой, который так торопился на эту встречу, вскоре тоже выйдет из ресторана и, пройдя всего несколько сотен метров, будет разорван бомбой, заложенной в подарке "коллеги".

В паспорте погибшего указывалось имя Юзефа Новака, гражданина Литовской республики, предпринимателя. Полиция вскоре выяснила, что на самом деле имеет дело с другим человеком… Евгением Коновальцем – лидером Организации украинских националистов, соучредителем Украинской военной организации, командиром Сечевых Стрельцов – гвардии Украинской Народной Республики.

Интересный факт, после гибели Евгения Коновальца литовское посольство в Италии обеспечило визит его семьи в Роттердам, а литовское консульство в Нидерландах покрыло расходы на погребение. Генеральный консул Литвы П. Пенн присутствовал на похоронах. Даже после гибели литовцы почитали своего гражданина, который, как и они, вел борьбу против Польши.

Так кем же был тайный незнакомец, который убил полковника?

Украинская газета "Свобода", которая и сегодня издается в США, вышла с огромным заголовком на первой полосе: "Евгений Коновалец убит советским агентом".

Источники газеты считали, что агент незаметно подложил Коновальцу взрывное устройство во время встречи в кафе с товарищем – украинским националистом. В редакции не догадались, что этим агентом был "украинский националист", с которым встречался Коновалец в ресторане отеля "Атланта".

Первая полоса газеты Первая полоса газеты "Свобода" со статьей об убийстве Коновальца. Фото: wikipedia.org

ОУНовцы со временем поняли, что убийцей был Валюх, или Приймак, который появился в их среде еще в 1935 году и имел документы на имя Павла Грищенко. Где же искать сейчас этого Грищенко, и вообще существует ли он на самом деле?

Это оставалось неизвестным до 1996 года, пока киллер Павел Судоплатов не написал мемуары под названием "Спецоперации. Лубянка и Кремль 1930–1950 годы". Именно в них он признался, что был убийцей полковника Коновальца.

Павел Судоплатов (1907–1996 гг.) – уроженец Мелитополя. В 1920-х годах работал в органах ГПУ УССР. В 1930-х переведен в Москву в отдел внешней разведки. Был введен в ОУН с целью ликвидации Евгения Коновальца. Благодаря успеху этой операции Судоплатов избежал репрессий в конце 1930-х годов. Во время Второй мировой войны и после ее завершения возглавлял отделы НКВД по контрразведке, а также создал отдел, который занимался индивидуальным террором и диверсиями. Это подразделение действовало против поддерживавшего УПА мирного населения Западной Украины. Фото: Back-in-USSR.com Павел Судоплатов (1907–1996 гг.) – уроженец Мелитополя. В 1920-х годах работал в органах ГПУ УССР. В 1930-х переведен в Москву в отдел внешней разведки. Был введен в ОУН с целью ликвидации Евгения Коновальца. Благодаря успеху этой операции Судоплатов избежал репрессий в конце 1930-х годов. Во время Второй мировой войны и после ее завершения возглавлял отделы НКВД по контрразведке, а также создал отдел, который занимался индивидуальным террором и диверсиями. Это подразделение действовало против поддерживавшего УПА мирного населения Западной Украины. Фото: Back-in-USSR.com

Мы попытались проанализировать воспоминания Судоплатова и разобраться, в чем ему можно верить, а где написанное им – просто выдумки и чушь.

Итак, в своих воспоминаниях Судоплатов четко указывает год начала дела "Ставка", в ходе которого планировалось убийство Коновальца:

"После трагического убийства советского дипломата Майкова во Львове, совершенного террористом ОУН Лемеком в 1934 году, председатель ОГПУ Менжинский издал приказ о разработке плана действий по нейтрализации террористических акций украинских националистов. Украинское ГПУ сообщило, что ему удалось внедрить в подпольную военную Организацию украинских националистов в изгнании (ОУН) своего проверенного агента – Лебедя. Это было большим достижением".

Тут есть несколько неточностей. Во-первых, еще 5 августа (по другими данными 9-го) 1933 года в Бельгию прибыл Василий Хомяк (Лебедь), беженец из советской Украины, с заданием успешно проникнуть в ОУН.

Во-вторых, по воспоминаниям Судоплатова, поводом к началу операции по ликвидации Евгения Коновальца стало убийство боевиком ОУН Николаем Лемиком работника советского консульства Алексея Майлова, которое произошло 22 октября 1933-го (хотя он ошибочно говорит о 1934 годе).

При сопоставлении дат покушения во Львове и появления Василия Хомяка в Бельгии напрашивается другой вывод: операция готовилась задолго до 1933 года и не была связана с событиями во Львове.

Василий Лебедь. Снимок публикуется впервые. Фото: Отраслевой государственный архив Службы внешней разведки Украины Василий Лебедь. Снимок публикуется впервые. Фото: Отраслевой государственный архив Службы внешней разведки Украины

Интересен рассказ самого Судоплатова о Лебеде, который в ОУН представлялся как Хомяк и который должен был ввести киллера в националистическую среду:

"После восьми месяцев обучения я был готов отправиться в свою первую заграничную командировку в сопровождении Лебедя, "главного представителя" ОУН в Украине, а в действительности нашего тайного агента в течение многих лет.

Лебедь с 1915-го по 1918 год просидел вместе с Коновальцем в лагере для военнопленных под Царицыно. (В годы Первой мировой войны Лебедь и Коновалец вместе воевали в качестве офицеров австро-венгерской армии против России на Юго-Западном фронте в составе так называемого корпуса Сечевых стрельцов).

В гражданскую войну он стал заместителем Коновальца и командовал пехотной дивизией, сражавшейся против частей Красной Армии в Украине. После отступления Коновальца в Польшу в 1920 году Лебедь был направлен им в Украину для организации подпольной сети ОУН. Но там его арестовали. Выбор перед ним был прост: или работать на нас, или умереть".

Тут Судоплатов сильно перемудрил. 

– Коновалец никогда не был в легионе УСС – Украинских Сечевых стрельцов, который Судоплатов назвал корпусом "Сечевых стрельцов". В действительности он был мобилизован в ряды австрийской армии. Пройдя четырехмесячный курс обучения в офицерской школе, получил назначение на должность командира роты 19-го полка краевой обороны (ландвера);

– странно, что Лебедь находился вместе с Коновальцем в плену. Он мог быть в Царицыно, но сам Евгений Михайлович о нем не вспоминает, как и то, что якобы Лебедь был его заместителем и имел от него какую-то миссию в 1920 году;

Коновалец в лагере для военнопленных возле Царицыно, Россия. 1916–1917 годы. Фото: Архив Центра исследований освободительного движения Коновалец в лагере для военнопленных возле Царицыно, Россия. 1916–1917 годы. Фото: Архив Центра исследований освободительного движения

– на самом деле Лебедь был родом из Галичины, бывший воин УСС, впоследствии корпуса Сечевых стрельцов в Киеве (оуновцы узнали его на двух фотографиях), воевал в Красной Украинской Галицкой Армии, отбывал заключение в Соловецком концлагере. Служил под командованием Романа Сушко, который подтвердил эту информацию, и Ивана Андруха. То есть ни о каком командире пехотной дивизии или заместителе Коновальца вообще не может быть и речи.

Таким образом, можно сделать вывод, что почти всю информацию о Лебеде Судоплатов выдумал, вероятно, чтобы показать важность агента Главного политического управления.

Странным в мемуарах Судоплатова выглядит пассаж о встрече Коновальца с Гитлером:

"В Берлине Лебедь встречался с полковником Александером, предшественником адмирала Вильгельма Канариса на посту руководителя немецкой разведслужбы в начале 30-х годов, и узнал от него, что Коновалец дважды виделся с Гитлером, который предложил, чтобы несколько сторонников Коновальца прошли курс обучения в нацистской партийной школе в Лейпциге".

Но ситуация в это время была несколько иной. После прихода к власти в Германии нацистов контакты Евгения Коновальца с новым режимом пошли на спад. Он осторожно относился к новой власти, однако полностью разрывать отношения не планировал.

Также сам Коновалец в письме к членам Провода украинских националистов категорически отрицал эту информацию.

С 1933 года, после подписания 19 июня в Риме так называемого пакта четырех между правительствами Великобритании, Франции, Италии и Германии, отношения ОУН с Германией остыли. А после подписания польско-германского договора в 1934 году – еще больше ухудшились.

Поэтому сам факт такой встречи маловероятен.

Итак, как уже отмечалось, в 1935 году вместе с Василием Лебедем (Хомяком) прибыл молодой человек, имеющий документы на имя Павла Грищенко. Это и был Павел Судоплатов. В ОУН он имел несколько псевдонимов: Приймак, Павлик, Вельмут, Норберт и Валюх.

К Судоплатову отнеслись с доверием и надеялись использовать его для создания подпольной сети ОУН на территории советской Украины.

В течение 1936-го Судоплатов познакомился с работой ОУН в Берлине, Вене, Париже. Некоторое время жил в Хельсинки. Постепенно входил в доверие к самому Коновальцу.

На конце июля – начале августа 1936 года Судоплатов пересек границу с СССР. Он обещал проводить агитацию за независимость Украины, применяя накопленный опыт ОУН. На самом деле началась непосредственная подготовка операции по ликвидации Коновальца.