$39.60 €42.44
menu closed
menu open
weather +13 Киев

14 июля 1942 года

Я страшно устала и измучилась. С 1-го мама в больнице. Профессор Солнцев страшно меня перепугал. Велел немедленно положить в клинику. Он, видимо, предполагал, что у нее рак желудка, но сейчас это подозрение отпало. Но диагноз не установлен.

Встаю в 4 утра, иду на базар, в 12 отношу ей обед. Сегодня была у нее. Она еще больше похудела, очень волнуется. У меня нет денег, пошла продавать туфли, давали 1500, я не отдала, а сейчас жалею. Сама я почти ничего не ем, хлеб и половину обеда отношу маме. Голода я не чувствую, но страшная утомленность. Неужели не получу завтра денег? Это ужасно. После работы опять пойду продавать.

Я уже давно не писала. Немцы взяли Керчь, большие бои идут под (Неразборчиво."ГОРДОН") Взято в плен 200 тысяч русских. Страшно думать, сколько гибнет людей.

Два дня назад издан закон, по которому у крестьян забирают весь хлеб и оставляют по 10 кг в месяц на человека. В городе полное бесправие, никакого снабжения, жестокость и издевательство со стороны немцев. Забирали детей от 14 лет, сейчас отменили. Люду и Иру взяли. Теперь будут брать с работы. Завтра у нас будет комиссия. Я не волнуюсь, все равно не поеду. Но заберут, наверное, много. Страшно тяжело, скорее бы мама вернулась из больницы. Скорее бы установили, что у нее.

Погода ужасная, холодно и дождь без конца.

Как все это пережить?


16 июня 1942 года

Тяжело. Денег нет совершенно. Вчера после работы ходила на базар продавать вещи, но никто ничего не смотрел. Мама два дня голодная. Спала я очень крепко и всю ночь видела какие-то кошмары.


22 июня 1942 года

Годовщина войны. Год назад упала первая бомба на нашу страну. Сколько несчастья! Сколько льется крови и когда же конец! Лишь бы мама поправилась, я совершенно измучилась, особенно эту неделю. Не было денег, я волновалась, что мама голодна. О себе я не думаю. Вчера за бесценок продала крепдешиновое платье.


3 июля 1942 года

Маме лучше операцию делать не надо. Плохо, что Пащенко ничего не привез. Говорит, что в Василькове все забрали. Я ему для обмена дала много вещей, но мне почему-то все безразлично и я не волнуюсь. Бесконечные волнения как-то притупляют чувства. На базаре кроме лука и укропа нет ничего. Должен быть обмен денег. Но никто толком не знает. Обмен все равно ничего хорошего не даст.

Взят Севастополь после больших боев. Когда конец войне? Доживем ли?


20 июля 1942 года

Новое волнение: все должны пройти комиссию от 15 до 55 лет для отправки в Германию. Говорят, что идет набор в Италию. Если мне суждено поехать, то я хотела бы попасть в Италию. Мама вернулась из больницы, и мне стало легче. Я все еще под впечатлением от сдачи Севастополя. Он совершенно разрушен, нет ни одного целого дома. Какой чудный был город.

Взят Воронеж, Луганск, Ворошиловград. С сегодняшнего дня прекращена свободная торговля и ехать на село за продуктами запрещено. Что будет? С базара все исчезло. У меня притупились нервы и все безразлично. Что будет, то и будет! Возможно, будет "Летний отдых в Италии".


21 июля 1942 года

Вчера приходили немцы для отбора людей в Германию, но не было списка. Отложили до завтра. На базаре ничего нет. Кило лука стоит 160 рублей, и то невозможно купить.


29 июля 1942 года

24.7 взяли Ростов, перешли Дон. Недалеко от Сталинграда. На Волге горят корабли. Положение тяжелое. Новый приказ: до 16.08 прекращен набор в Германию.

Идет регистрация скота у крестьян, постепенно все заберут.


14 августа 1942 года

Я страшно взволнована, просто все дрожит. Только что отправила маму в Казатин. Посадила в паровоз на ходу, не успела ни одного слова сказать.

Страшно тревожно на душе. Она уехала без денег и почти без вещей.

Лишь бы все было благополучно. Завтра в 3 часа утра пойду встречать этот поезд. Надеюсь, что она устроится. Неужели ей будет плохо?

Солнцев велел ее отправить на село, чтобы она лучше питалась, иначе будет плохо. Она весит 2 1/2 пуда (около 41 кг."ГОРДОН").


15 августа 1942 года

Мама приехала благополучно. В дороге ее хотели ссадить. Письма будут передаваться через помощника машиниста.


18 августа 1942 года

Получила от Вити прекрасные цветы. В. очень красив, мягок и нежен, и немного напоминает Славу.


30 августа 1942 года

Говорят, что ожидается большой набор в Германию. От мамы никаких новостей. На базаре все очень дорого. Полицаев направляют на фронт. Живу пока ничего. Денег нет, но получила паек: пшено, 0,5 кг вермишели, два десятка картошек. Разделю все на неделю. Решила продавать свой хлеб и покупать вместо него картошку. Хлеб – это большая роскошь для меня. Вчера был В. Мне он совершенно безразличен, приятно смотреть на красивое лицо.


8 сентября 1942 года

Получила от мамы письмо. Она живет в Казатине. Как видно, неплохо. Там в несколько раз все дешевле. Зовет меня к себе. Я сейчас на паек получила много овощей – капусту, помидор. Так что пока продержусь.

6.09 сдан Новороссийск.


9 октября 1942 года

Сегодня издан приказ, чтобы все женщины от 16 до 45 лет бездетные явились с вещами на пункт для немедленной отправки в Германию. На работе слезы и истерики, т.к. почти все молодые. Но я была совершенно спокойна и лишь одна сидела и работала. Работа как-то успокаивает, и первый раз я выполнила норму. Сделала 16 щеток, а то никак не могла сделать больше 8 шт. Я сейчас на все смотрю как на неизбежное.