$38.97 €42.44
menu closed
menu open
weather +2 Киев

"Били профессионально. Выискивали на теле места для болезненного удара, но чтобы ты не терял сознания". Показания потерпевших в деле об убийстве Вербицкого и похищении Игоря Луценко G

"Били профессионально. Выискивали на теле места для болезненного удара, но чтобы ты не терял сознания". Показания потерпевших в деле об убийстве Вербицкого и похищении Игоря Луценко Юрия Вербицкого и Игоря Луценко похитили из киевской больницы 21 января 2014 года. Сейчас на скамье подсудимых предполагаемый организатор преступления, который координировал группу титушек для похищения активистов Майдана
Фото: espreso.tv

Бориспольский суд Киевской области, где рассматривается дело об убийстве первого героя Небесной сотни Юрия Вербицкого и похищении Игоря Луценко в январе 2014-го, заслушал показания брата убитого, с которым тот связывался буквально за час до похищения, и показания непосредственно Игоря Луценко, рассказавшего подробности почти 12-часового избиения, допроса и пыток. "ГОРДОН" собрал главное из почти четырехчасового судебного заседания.

Бориспольский районный суд Киевской области, где рассматривается дело об убийстве первого героя Небесной сотни, львовского ученого, сейсмолога и альпиниста Юрия Вербицкого и похищении активиста Майдана, нынешнего народного депутата Игоря Луценко, 13 мая заслушал показания двух потерпевших. Этими потерпевшими были непосредственно Игорь Луценко и старший брат Юрия Вербицкого Сергей.

Эпизод, который исследует Бориспольский суд, касается событий 21 января 2014 года, когда около 4 утра титушки похитили из Александровской центральной клинической больницы Киева (бывшая Октябрьская) Вербицкого и Луценко, пытали и избивали, требуя предоставить информацию о деятельности Евромайдана, а после поодиночке вывезли и оставили обоих активистов в лесополосе в Киевской области. Луценко удалось выйти в жилую местность и позвать на помощь. Тело Вербицкого было найдено в Бориспольском районе Киевской области на следующий день после похищения, 22 января. Корреспондент издания "ГОРДОН" побывал на четырехчасовом судебном заседании и собрал ключевое из показаний двух потерпевших.

Если бы у брата были минимальные шансы выжить – он бы выжил

Первым показания дал Сергей Вербицкий – ученый, геофизик, заведующий отделением сейсмичности Карпатского региона Института геофизики Национальной академии наук Украины, который приехал на судебное заседание из Львова. Вербицкий-старший рассказал, что накануне похищения общался с братом по телефону два раза.

Первый раз – вечером 20 января, тогда Юрий сообщил, что из-за разрыва светошумовой гранаты получил травму левого глаза, обратился в волонтерский медпункт на Майдане, там ему оказали первую помощь и посоветовали пройти осмотр в специализированной клинике, поскольку рана была серьезной. Второй раз, по словам Сергея Вербицкого, он созванивался с братом примерно за час до его похищения – около 3 часов ночи 21 января.

"Юрко сказал, что идет из волонтерского пункта [на Майдане], где оказывают первую медицинскую помощь. Сказал, что получил травму глаза и ему надо в больницу к профессиональному офтальмологу, чтобы не потерять глаз. Об этом он сообщил примерно в 3 часа ночи [21 января]. Сказал, что волонтеры нашли кого-то из Автомайдана, кто подкинет его в Александровскую больницу. Сказал, что его уже ждет машина, сейчас в нее садится, потом поговорим, и положил трубку. После я еще раз ему звонил, но телефон уже был вне зоны доступа", – рассказал в суде Сергей Вербицкий.

Потерпевший подчеркнул, что за событиями в Киеве во время Майдана постоянно следил по интернету и телевидению, уже на тот момент была информация, что активистов начали похищать, в том числе из больниц, куда они обращались с травмами различной степени тяжести.

"Мы [с семьей] ночами не спали, постоянно следили за событиями на Майдане, смотрели "Громадське телебачення", сидели в интернете, в Facebook, постоянно ловили сообщения. Появилась информация, что людей начали похищать из больниц. Тогда мы сразу начали проводить параллели. После появилась информация, что из Александровской больницы похитили двух людей, прозвучало имя Игоря Луценко и вроде бы среди похищенных был и Вербицкий. Сначала мы подумали, что их скрутили-связали, забрали в тюрьму, но и подумать не могли, что дойдет до такого [убийства]... Когда поняли, что все очень серьезно, я с коллегой сел в машину и поехал в Киев", – рассказал Вербицкий-старший.

Фрагмент показаний Сергея Вербицкого в Бориспольском суде по делу о похищении и убийству его брата Юрия Вербицкого. Видео: Nato Dvali / YouTube

По словам Сергея Вербицкого, уже по дороге в столицу он узнал, что Игоря Луценко нашли и госпитализировали. Он поехал к нему на встречу в одну из киевских клиник и уже на месте узнал, что в бориспольском лесу под Киевом нашли тело брата. Согласно материалам следствия, тело Юрия Вербицкого со следами избиений и пыток было найдено 22 января – примерно через 20 часов после похищения.

Сергей Вербицкий подчеркнул, что его брат был очень выносливым и закаленным человеком, профессионально занимался альпинизмом, работал спасателем на Кавказе, не раз вытаскивал и эвакуировал других альпинистов. "Если бы у брата были минимальные шансы выжить [зимой в бориспольском лесу] – он бы выжил", – подчеркнул потерпевший.

Он также добавил, что Юрий Вербицкий 3 декабря 2013 года защитил кандидатскую диссертацию по физико-математическим наукам, приехал в Киев оформлять все необходимые документы, регулярно приходил на Майдан и поддерживал протест.

"Брат был абсолютно не агрессивным, очень толерантным, говорил, что нельзя рубить с плеча. Он был хорошим, патологически честным человеком. Если был в чем-то убежден, очень настойчиво, но толерантно это доказывал. Юрко мне рассказывал, что ходил к "Беркуту", убеждал их, разговаривал с оппонентами по ту сторону Майдана, они не понимали, а он им объяснял", – рассказал Сергей Вербицкий.

01_49 50-летний Юрий Вербицкий скончался 22 января 2014 года в лесу Киевской области после многочасовых пыток и избиений группой титушек. Фото: Роман Гловяк / "ВКонтакте"

Набросились на меня, схватили за руки, последовал нокаутирующий удар в лицо, я потерял координацию. Мельком увидел, что уже тянут Вербицкого

После показания суду давал Игорь Луценко. Именно он был тем активистом Майдана, который вызвался отвезти незнакомого ему на тот момент Юрия Вербицкого в больницу. По словам Луценко, в ту ночь он дежурил на Майдане и уже планировал ехать домой, когда по мобильному интернет-приложению Zello, по которому протестующие обменивались информацией, пришло сообщение, что одному из активистов необходима помощь с доставкой в больницу. Луценко откликнулся и ждал раненого майдановца в своей машине возле баррикады на пересечении улиц Крещатик и Богдана Хмельницкого.

Двое активистов быстро добрались до Александровской больницы, потратили какое-то время на поиск дежурившего в ту ночь врача-офтальмолога. Луценко подчеркнул, что на въезде на территорию больницы заметил на улице двух или трех мужчин в темном, позже они появились в коридоре офтальмологического отделения, когда Луценко выходил из кабинета врача, оставив там для осмотра Вербицкого.

"Я вышел из кабинета врача, направился к выходу из корпуса, мне навстречу пошли двое людей [те, которых встретил на въезде в больницу] и направились к кабинету, где осматривали Вербицкого. Я понял, что это подозрительно, решил, что лучше вернусь [к кабинету] и проверю, что происходит. Вижу, эти двое открыли дверь кабинета, где находился Вербицкий, закрыли, пошли назад. Они меня еще спросили: "Это вы только что приехали?" Я понял, что мы в беде, сразу дал сигнал в Zello, что на нас возможно нападение титушек, как можно скорее нужна помощь. Но я ошибся, подумав, что засада нас ждет вне корпуса больницы. Ошибся, потому что думал, что в больнице более-менее безопасно", – рассказал Луценко.

img_9190 Игорь Луценко (в центре в светлом пиджаке) во время дачи показаний в Бориспольском суде Киевской области. Справа от него (сидит возле телекамеры) брат погибшего Юрия Вербицкого Сергей. Фото: Наталия Двали / Gordonua.com

По словам потерпевшего, в коридоре мгновенно появились 7–10 человек в темной одежде, некоторые в балаклавах. Во главе группы был один из тех, кто заглядывал в кабинет врача, он посмотрел на Луценко и сказал: "Вот этого ведите".

"Часть людей из группы тут же набросились на меня, схватили за руки, последовал нокаутирующий удар в лицо, я потерял координацию. Мельком увидел, что уже тянут Вербицкого. Меня потащили в темный микроавтобус, который уже стоял у входа [в офтальмологический корпус больницы]. Меня положили на пол микроавтобуса в проходе между сиденьями, держали за руки, после практически сразу в районе моих ног положили Вербицкого, и микроавтобус поехал", – рассказал Игорь Луценко.

Били профессионально. Выискивали места на теле, по которым можно нанести очень болезненный удар, при этом избиваемый не теряет сознания

Через некоторое время микроавтобус остановился где-то в лесу, похищенных выволокли из машины, не разрешая поднимать голову, поставили на колени и начали предварительный допрос.

"Они выясняли какую-то базовую информацию: кто мы, как звать, кем работаем, откуда. Допрос сопровождался "стимулирующими" избиениями палками, ногами, руками. Думаю, не для того, чтобы нанести конкретные травмы, а комбинировали психологическое и физическое давление. У меня было ощущение, что нас там же и убьют. Пока нас вытягивали и ставили на колени, я успел спросить Вербицкого: "Скажи, как тебя зовут, хоть буду знать, если нас убьют". Он ответил, что Юра. Так и познакомились", – рассказал Луценко.

По словам потерпевшего, как только титушки узнали, что Вербицкий из Львова, отвели его вглубь леса и "вплотную им занялись". Луценко не видел, кто и как бьет, но слышал крики. "Его начали так сильно бить, что он кричал, просил этого не делать, пытался их переубедить. Я находился примерно в метрах 20, но периодически даже на таком расстоянии слышал крики".

После похищенных активистов вновь погрузили в микроавтобус. По словам Луценко, когда его затаскивали в авто, там уже на полу лежал Вербицкий, судя по всему, без сознания. Обоих привезли в какое-то небольшое помещение, похожее то ли на гараж, то ли на подсобку недостроенного дачного дома. На голову Луценко натянули целлофановый пакет, обмотали скотчем, оставив маленькую дырку возле носа, и продолжили допрос.

Фрагмент показаний Игоря Луценко в Бориспольском суде. Видео: Nato Dvali / YouTube

"Там был самый болезненный допрос. Серия ударов, после серия вопросов – ответов. Если ответы не нравились – наносилась следующая серия ударов. Был удар сверху доской по голове, это доска у меня на голове разломалась. Были удары руками и ногами в лицо, выбили два зуба, я их выплюнул. Били профессионально, чувствовалось, что у них есть опыт и в избиениях, и в допросах. Выискивали такие места на теле, по которым можно было нанести очень болезненный удар, при этом избиваемый не теряет сознания. Думаю, этот допрос длился от 40 минут до часа, хотя психологически казалось, что бьют часа три", – рассказал Луценко.

По словам потерпевшего, похитители постоянно спрашивали, кто финансирует и организовывает Майдан, кто формулирует требования и составляет планы протестующих. После первой серии допроса в помещении Луценко оставили в покое на пару часов, в течение которых он слышал крики Вербицкого, потом похитители опять вернулись к нему и продолжили допрос.

"Между первой и второй серией допросов в этом, как уже позже выяснилось, гараже, я слышал, разговор: "Так что, сдаем их на РУВД?" – вспоминал Луценко. – Через два с чем-то часа после второго допроса, пока я лежал на полу, рядом со мной положили какого-то человека. Скорее всего, это был Вербицкий. Я ничего не видел, но слышал, как этот человек тяжело и часто дышит, будто у него что-то в легких или вокруг шеи. Никаких звуков больше этот человек не издавал, потом его куда-то унесли".

Говорил им: "Если будете убивать, хоть скажите, чтобы я успел помолиться перед смертью"

Согласно показаниям Луценко, после допросов в закрытом помещении его в сопровождении четырех человек посадили уже не в микроавтобус, а в другой, небольшой, автомобиль и повезли в неизвестном направлении. По дороге похитители пытались силой напоить активиста коньяком и водкой.

"Я им сказал, что если они хотят сымитировать, будто я где-то напился и замерз, – ничего не выйдет, не та версия, потому что мои друзья и родные знают, что я алкоголь не употребляю. Я переживал, что меня опять везут в лес и там уже точно убьют. Говорил им: "Если будете убивать, хоть скажите, чтобы я успел помолиться перед смертью", – рассказал Луценко в суде.

По словам потерпевшего, сопровождавшие его четверо людей ничего не отвечали, через некоторое время остановили машину где-то возле леса, вытащили его, поставили на колени со словами: "Хочешь – молись".

"Я так и сделал. Простоял так несколько минут, ожидая, что случится дальше. Но ничего не происходило. Прислушался и понял, что ничего не слышу. Теоретически, я должен был услышать, как машина уехала, но почему-то не услышал. Повернулся, снял кулек [с головы], увидел, что вокруг никого. Падал снег, было холодно. Насколько позволяла покалеченная правая нога и другие травмы, пошел искать жилые дома, людей", – рассказал Луценко.

После того, как Луценко удалось сообщить о своем местонахождении, за ним приехали родные и друзья, отвезли в одну из киевских клиник. Перед госпитализацией он успел сообщить журналистам, что вместе с ним похитили и допрашивали активиста по имени Юрий. Тело Вербицкого удалось найти только через восемь часов после этого, похитители выбросили избитого активиста в лесополосе возле села Гнедин Бориспольского района Киевской области, где он скончался от травм.

Вечер 21 января 2014 года. Через 12 часов после похищения Игорь Луценко сумел выбраться из леса и позвать на помощь. Перед госпитализацией уже в Киеве он рассказал журналистам о деталях произошедшего. Видео: Громадське Телебачення / YouTube

В комментарии изданию "ГОРДОН" Луценко рассказал, что следствию при помощи радиоразведки (отследив мобильные трафики) удалось найти примерное расположение помещения, где их удерживали вместе с Вербицким. Он уточнил, что найти то самое помещение удалось не с первого раза, поскольку во время следственных действий Луценко несколько раз не подтверждал, что именно здесь их удерживали.

"Я приезжал несколько раз в какие-то боксы, где, по версии следствия, нас удерживали, смотрел на обстановку, различные детали, ролеты, цвет стен, стройматериалы и не подтверждал, что это именно то место, где меня избивали и допрашивали", – подчеркнул Луценко.

После нескольких подобных неудачных следственных экспериментов помещение удалось найти, им оказались боксы на территории одного из гаражных кооперативов на левом берегу Киева. О том, как эти помещения связаны с подозреваемым по делу, суд будет выяснять на следующих заседаниях, когда начнется исследование письменных доказательств.

img_9183 Александр Волков, предполагаемый организатор похищения Юрия Вербицкого и Игоря Луценко. По данным следствия, он также координировал многочисленные группы титушек во время событий Евромайдана. Фото: Наталия Двали / Gordonua.com

По данным следствия, заказчиком группы титушек для противодействия, запугивания и похищения активистов Майдана, в том числе по преступлению против Вербицкого и Луценко, был Алексей Чеботарев – экс-президент футбольного клуба "Десна" (Чернигов), бизнесмен и криминальный авторитет, который во времена президентства Виктора Януковича был "смотрящим" за "Укрспиртом". С 2014 года он скрывается от следствия в России, объявлен в розыск.

Координацию и организацию похищения Вербицкого и Луценко, по материалам дела, осуществлял доверенное лицо и подчиненный Чеботарева Александр Волков. Именно его действия в событиях 21 января сейчас оценивает Бориспольский суд. На прошлом заседании суд заслушал показания секретного свидетеля, который во время событий на Майдане работал в МВД и к которому лично обращался Чеботарев с просьбой "оформить" двух евромайдановцев, которых схватили его люди.

Александр Волков был взят под арест в июле 2017 года. В начале мая ему продлили меру пресечения в виде содержания под стражей до 30 июня включительно. Волков обвиняется по пяти статьям Уголовного кодекса Украины, среди них ст. 115 (умышленное убийство), ст. 127 (пытки), ст. 146 (похищение). Ему грозит пожизненный срок.