$39.39 €42.33
menu closed
menu open
weather +13 Киев

Климкин: То, что мы должны сделать в будущем, – ни в коем случае не соглашаться на путинские условия возвращения Донбасса

Климкин: То, что мы должны сделать в будущем, – ни в коем случае не соглашаться на путинские условия возвращения Донбасса Климкин: Когда мне говорят, что обмен удерживаемыми лицами с РФ – начало нормализации, это у меня вызывает кривую улыбку
Фото: EPA

Если на Донбассе не будет настоящих выборов, Россия "поставит" там своих людей, легитимизирует и начнет разваливать Украину, заявил бывший министр иностранных дел Украины Павел Климкин.

Бывший министр иностранных дел Украины Павел Климкин убежден, что Россия попытается использовать "формулу Штайнмайера", чтобы оставить временно оккупированные территории Донецкой и Луганской областей под своим контролем и в дальнейшем "навязать" особый статус другим регионам Украины. Об этом он сказал 13 сентября в эфире программы "Свобода слова Савика Шустера" на канале "Украина".

"Формула Штайнмайера" сама по себе ничего не значит. Это такая гайка. Чтобы прийти к освобождению Донбасса, сначала нужна безопасность", – сказал экс-министр.

Он заявил, что это касается вывода войск, разоружения, а также доступа к этим территориям.

"Допустим, такое счастье наступило и условия безопасности выполнены. Что дальше? Дальше должны быть выборы. Никто не сомневается, что это будут классные выборы после всех этих пяти лет. Но это должны быть именно выборы. Я когда-то говорил [главе МИД РФ Сергею] Лаврову: "Если я захочу стать мэром Луганска или Донецка, смогу ли я сейчас вести кампанию? Будет ли туда доступ украинским СМИ, будут там партии украинские? А вообще те, кто покинул Донбасс, – они как-то проголосуют?" Вот Россия категорически против этого всего. Если выборов не будет – значит, Россия поставит там своих людей, легитимизирует и начнет "раздалбывать [Украину] с Донбасса". Техника абсолютно понятна... Видите, Россия акцентирует только на "формуле Штайнмайера". Чего еще хочет Россия? Больше ничего, даже перед саммитом ["Нормандской четверки"]", – сказал Климкин.

По его мнению, РФ хочет оставить Донбасс под своим контролем и расширять этот контроль, а затем "начинать эту модель, какой-то особый статус проектировать на юг, восток и делать свою модель федерализации".

"Поэтому когда мне говорят, что обмен [удерживаемыми лицами с РФ] – начало нормализации, это у меня вызывает кривую улыбку... Что будет делать [президент РФ Владимир] Путин? В этой позитивной и очень эмоциональной волне  а вы же тоже надеетесь, что станет лучше, мы все надеемся  что он будет делать? Он будет говорить: "Давайте продолжим этот прогресс. Вот "формула Штайнмайера" – я ее так вижу. Давайте начнем. Забирайте этот Донбасс, но он остается под моим контролем, конечно, я об этом никому не говорю. И потом я буду разваливать Украину". И в этом вся логика Путина. Поэтому то, что мы должны сделать в будущем, – ни в коем случае не согласиться на путинские условия возвращения Донбасса", – сказал Климкин.

По мнению бывшего главы МИД, война завершится после возвращения Крыма и Донбасса.

Формула, названная именем нынешнего президента Германии Франка-Вальтера Штайнмайера, официально не была опубликованапотому, что не была утверждена странами – участницами “Нормандской четверки”. Формула, пояснял в декабре 2016 года тогдашний посол Германии в Украине Эрнст Райхель, предполагает, что выборы на Донбассе могут пройти до возвращения Киеву контроля над неконтролируемым участком украинско-российской границы. Штайнмайер, по его словам, предлагал, чтобы Верховная Рада сначала приняла закон о проведении выборов в оккупированных районах Донецкой и Луганской областей, а после проведения выборов ОБСЕ должна сделать вывод, соответствовало ли голосование европейским стандартам.

Переговоры об урегулировании конфликта на Донбассе ведутся в минском (Украина – Россия – ОБСЕ) и нормандском (Украина – Россия – Германия – Франция) форматах. Главы государств нормандского формата встречались последний раз 19 октября 2016 года в Берлине.

26 августа 2019 года стало известно, что Франция и Германия на саммите G7 договорились об организации в ближайшее время встречи в нормандском формате. Канцлер Германии Ангела Меркель сообщила, что встречу в нормандском формате планируют провести в Париже.

Министр иностранных дел России Сергей Лавров выдвинул условиями встречи "Нормандской четверки" разведение сил и средств в зоне конфликта на Донбассе, а также необходимость зафиксировать на бумаге "формулу Штайнмайера".

12 сентября президент Украины Владимир Зеленский заявил, что дата встречи лидеров стран нормандского формата пока не определена. Глава государства подчеркнул, что решение по "формуле Штайнмайера" и по всем пунктам Минских соглашений будут принимать лидеры четырех стран.

13 сентября помощник президента России Владимира Путина Юрий Ушаков сказал, что Кремль хочет письменно зафиксировать "формулу Штайнмайера" на заседании трехсторонней контактной группы в Минске перед проведением саммита в нормандском формате.

Министр иностранных дел Украины Вадим Пристайко 13 сентября заявил, что "формулу Штайнмайера" в 2016 году согласовал пятый президент Украины Петр Порошенко. Он также сказал, что власти Украины хотели бы провести местные выборы по всей стране, в том числе на временно оккупированных территориях Донецкой и Луганской областей.

"Мы согласились на Минские договоренности пять лет назад, в том числе и на проведение выборов. По нашему мнению, идеально было провести выборы, пока это невозможно, одновременно во всем нашем государстве... Сейчас мы предлагаем провести одновременно выборы по всей территории, включая оккупированную. Посмотрим, сработает ли это, по времени исключительно", – подчеркнул Пристайко.

Зеленский сказал, что местные выборы на временно оккупированных территориях Донецкой и Луганской областей состоятся только после вывода оккупационных войск и согласно украинскому законодательству.

Бывший замглавы Администрации Президента Константин Елисеев заявил, что Украина на переговорах по урегулированию ситуации на Донбассе не давала и не могла дать согласие на "формулу Штайнмайера", поскольку это требует согласия не только президента, но и парламента.