$39.60 €42.27
menu closed
menu open
weather +10 Киев

Яременко: Резких движений в отношении Польши делать не нужно – ее приведут в чувство и без нас G

Яременко: Резких движений в отношении Польши делать не нужно – ее приведут в чувство и без нас Яременко: Даже несмотря на это у нас остаются общие интересы
Фото: Vadim Sarakhan / Facebook

Реакция США, ЕС и Израиля на принятый польским Сеймом законопроект об Институте национальной памяти должна повлиять на Варшаву, заявил в комментарии изданию "ГОРДОН" украинский дипломат Богдан Яременко.

На данный момент у Украины нет возможности изменить общественное мнение в Польше. Об этом изданию "ГОРДОН" заявил украинский дипломат, бывший генеральный консул Украины в Стамбуле, глава благотворительного фонда "Майдан закордонних справ" Богдан Яременко, комментируя принятый польским Сеймом законопроект об Институте национальной памяти.

"Существование в части польского политикума и общества антиукраинских настроений – прежде всего исторический феномен, а также фактор политики современной Польши. Что бы мы ни делали, лучше не станет, а вот хуже – вполне может. Нужно понимать, что на сегодняшний день мы не можем влиять на общественное мнение в Польше. У нас нет такого уровня взаимодействия с большинством польского парламента. Но я бы исходил из того, что Украина заинтересована в развитии отношений с Польшей. Поляки говорят, что не будут больше адвокатом Украины в Евросоюзе. Но у них сейчас настолько плохие отношения с ЕС, что им самим нужен адвокат. Однако, даже несмотря на это, у нас с ними остаются общие интересы: гуманитарная и образовательная сферы, бизнес, безопасность. Эти интересы – фундаментальные. Зная, что улучшить отношения с Польшей Украина сейчас не может, нужно просто не ухудшать их", – подчеркнул дипломат.

По его мнению, повлиять на Польшу должна позиция США, Европейского союза и Израиля.

"Наихудший вариант – втягивание в политику гавканья друг на друга. Нужно признать, что Польша долгое время терпела непоследовательность Украины и некую отсталость. Поэтому теперь мы должны сформировать доктрину стратегического терпения в отношении поляков. Очевидно, пришло время, когда нужно определиться, что для нас самое важное. И если мы проявляем терпение где-то за счет своего достоинства, нужно понимать, что это будет инвестиция в наше будущее. Резких движений в отношении Польши делать не нужно – ее приведут в чувство и без нас. Реакция США, ЕС и Израиля должна повлиять на Польшу. А если нет – то очевидно, что мы тогда и подавно не смогли бы ничего изменить", – отметил Яременко.

26 января польский Сейм проголосовал за поправки к закону об Институте национальной памяти. Они предусматривают уголовное наказание за публичные обвинения в адрес Польши в преступлениях, совершенных во время Холокоста, в пособничестве нацистской Германии, военных преступлениях или преступлениях против человечности. Запрещается использовать словосочетание "польский лагерь смерти" при описании концлагерей, существовавших на территории оккупированной Германией Польши.

Также закон устанавливает уголовную ответственность за отрицание участия украинских националистов и членов украинских организаций, сотрудничавших с германским Третьим рейхом, в преступлениях против поляков в 1925–1950 годах. 

Любой гражданин страны или иностранец, нарушивший эти нормы, будет приговорен к выплате штрафа или тюремному заключению сроком до трех лет. Исключение сделано для художественных произведений и научных дискуссий.

В ночь на 1 февраля законопроект одобрил польский Сенат, его отправили на подпись президенту Анджею Дуде. До этого он обещал "тщательно проанализировать" документ.

Президент Украины Петр Порошенко отметил, что закон не соответствует стратегическому партнерству между Украиной и Польшей. Спикер Верховной Рады Андрей Парубий поручил комитету по иностранным делам подготовить ответ на инициативу.

Государственный департамент США призвал Варшаву пересмотреть документ. В МИД Израиля заявили, что закон "оспаривает историческую правду". В ОБСЕ посчитали, что он ограничивает свободу выражения взглядов.

Более 100 польских общественных деятелей выступили против поправок к закону об Институте нацпамяти.