$39.78 €42.38
menu closed
menu open
weather +13 Киев

Украина снова оказалась на грани отключения электроэнергии – Корольчук

Украина снова оказалась на грани отключения электроэнергии – Корольчук Юрий Корольчук: Со стороны правительства нужно решить вопрос обеспечения углем ТЭС, использующих газовую группу угля
Фото: radiosvoboda.org

Среди причин коллапса член наблюдательного совета Института энергетических исследований Юрий Корольчук назвал простаивание антрацитовых блоков ТЭС, нежелание Славянской ТЭС работать из-за низкого тарифа и ненадежность атомной генерации.

Энергосистема Украины подошла к кризисной черте и была готова к внедрению графика аварийных отключений. Об этом в своей колонке для сайта "НВ Бизнес" под заголовком "Почему энергетический рынок лихорадит" 22 ноября пишет член наблюдательного совета Института энергетических стратегий Юрий Корольчук.

"Отопительный сезон – это всегда "война" на два фронта. Первым является обеспечение газом и производство тепла. Вторым является производство электроэнергии. На днях ситуация на втором "фронте" существенно ухудшилась, и Украина снова оказалась на грани блэк-аута, или отключения электроэнергии", – заявил эксперт.

Среди причин коллапса он назвал "провал" антрацитовых блоков из-за проблем с топливом и низкого тарифа, нежелание Славянской ТЭС работать из-за низкого тарифа и ненадежность атомной генерации.

"У всех субъектов рынка сыграла свою роль "старая" проблема – дефицит угля, зависимость от импортного и российского антрацита. Добавилась также и новая проблема – это тариф для ТЭС на IV квартал. На данный момент прогнозный тариф ТЭС на IV квартал 2018-го составляет 166 коп/кВт-час. Такой тариф позволяет компаниям закупать уголь по цене 2,1 тыс. гривен за тонну. Но не больше. И здесь появляется проблема необходимости импорта угля. Ведь импортный уголь тариф в 2,1 тыс. гривен просто не покрывает. Цена импортного угля на мировых биржах в начале IV квартала уже достигла цены в 98 долларов (2,8 тыс. грн, из ЮАР), 100 долларов (2,8 тыс. грн, угольные биржи Европы), 90 долларов (2,5 тыс. грн, США)", – пишет Корольчук.

"Как следствие проблем с низким тарифом – Славянская ТЭС не хотела включаться в работу. По состоянию на ноябрь пять из шести ТЭС, работающих на антраците, не способны включиться в полноценную работу на энергорынке, поскольку либо имеют низкие запасы угля, либо не имеют возможности поставлять антрацит", – добавил он.

В ноябре режим ненадежности также продемонстрировали атомные станции, подчеркнул эксперт.

"Вышел из строя и остановился на незапланированный ремонт блок №2 Хмельницкой АЭС, который только что включился после проведенного НАЭК "Энергоатом" планового ремонта. Результатом этой аварии стало включение в работу блоков на антраците, которые традиционно выступили в роли спасателей ситуации. Но их мощностей не хватило для нормального функционирования энергосистемы. Но и это не удивительно, поскольку в ремонте преимущественно всегда "стоят" три-четыре блока АЭС", – пишет Корольчук.

Все это приводит к тому, что главной проблемой энергорынка становится разбалансировка энергосистемы, когда каждый вид генерации пытается решить текущие задачи – импорт, ремонт, тарифы, а регулятор удерживает цены, которые соответствуют нынешней социально-политической ситуации. По мнению автора, для того чтобы избежать аварийных отключений, в 2019 году нужно повысить оптовую рыночную цену на электроэнергию и закрепить приоритет угля марки Г на законодательном уровне.

"Повышение тарифа генераций на 2019 год позволит пройти без подобных аварийных ситуаций следующий отопительный сезон 2018–2019 гг. Ведь без повышения тарифа будет невозможным импорт угля для антрацитовых ТЭС. Со стороны правительства нужно решить вопрос обеспечения углем ТЭС, использующих газовую группу угля. Нынешний дефицит мощностей в энергосистеме подтвердил необходимость гарантии увеличения добычи собственного угля газовой группы. А это можно реализовать в условиях закрепления приоритета угля марки Г на законодательном уровне. Только это ускорит окончательный процесс перевода блоков ТЭС на уголь, добываемый в Украине. И приведет в будущем к нулевому уровню импорта угля", – резюмирует Корольчук.

Украина в январе – октябре 2018 года увеличила импорт каменного угля и антрацита на 15,5% – на 2 млн 343 тысячи тонн – до 17 млн 426 тысяч тонн по сравнению с аналогичным периодом 2017 года, сообщало агентство "Интерфакс-Украина" со ссылкой на данные Госфискальной службы.