$39.78 €42.38
menu closed
menu open
weather +6 Киев
Олег Спиженко
ОЛЕГ СПИЖЕНКО

Руководитель Центра онкологии "Клиники Спиженко".

Все материалы автора
Все материалы автора

Все уже давно придумали до нас, нет какого-то ноу-хау украинской системы здравоохранения – нужно только взять и сделать G

Когда украинцы станут европейцами не только географически, они тоже захотят, чтобы цены на медицинские услуги были высокими, считает руководитель Центра онкологии "Клиники Спиженко" Олег Спиженко.

Second hand медицина, или Почему мы хотим "дорогую" медицину.

Это рассказ не о том, что в Украине очень много медицинской техники, бывшей в употреблении и давно списанной в европейских клиниках, и даже не о том, что вводятся разного рода ограничения на ввоз такой техники в Украину. Это рассказ даже не о защите брендовых компаний медицинской техники. Это рассказ о том, почему европейские страны не стремятся делать свою медицину "дешевой". И когда мы станем европейцами не только географически, но и по уровню социально-экономического развития, то тоже захотим, чтобы цены на медицинские услуги были высокими. И вот почему.

Во многих клиниках нашей страны – государственных, коммунальных, частных или даже ведомственных – мы с легкостью встретим медицинскую технику, которая по возрасту годится нам в ровесники, отцы или даже дедушки. И неважно, сколько вам лет.

На дворе уже давно не XVII век, и лечиться листочками подорожника, выкатыванием яиц по недугу, семидневной диетой на настойке корня "соцветия бессмертника" становится немодно и неактуально. Все же "Википедия" и Google – советники любому пациенту куда лучшие.

Наступила эра нанотехнологий, роботизированной медицины, генной инженерии, а состав персонала "новой" клиники на одну треть состоит из физиков, инженеров и IT-сотрудников. Кроме этого, не стоят на месте плановая экономика и модели управления современным обществом, так как средняя продолжительность жизни с каждым годом возрастает – это ставит новые задачи перед требованием к регулированию социально-экономических отношений в обществе и построению государства в целом. И не нужно забывать, что с каждым новым достижением в медицине такие потребности только возрастают.

В свое время, в конце XIX века, когда затраты на лечение стали превышать годовой доход среднего представителя рабочего класса, в Германии придумали социальное медицинское страхование. Оно было введено в Европе в 1883 году Бисмарком. Кратко идея такова: оправдано растут затраты на медицину, которые дают свои положительные результаты, но чтобы оплатить такие услуги, становится недостаточно даже годового оклада, а платить нужно. Тогда предлагается застраховать свои финансовые риски на случай необходимости оплаты лечения.

Если каждый заплатит по небольшому страховому платежу, то вместе будет достаточно денежных средств, чтобы оплатить лечение в среднем 30% заболевших клиентов в этом году, так говорит статистика. Но с каждым годом все новые научные изыскания требовали все больше вложений, привлечений научных сотрудников из ядерной физики, математики, экономики и даже программирования. Потому что заставить из общего потока энергии вычленить фотон, который на огромной скорости пронзает человеческую плоть, чтобы убить раковую клетку, стоит очень много ресурсов.

И вот тогда, но уже другие специалисты в области финансов, начали думать, как сделать так, чтобы технологический прогресс двигался вперед, люди жили дольше, счастливее и безбедно, и при этом врачи получали достойную оплату труда, компании получали свои доходы на производство медицинской техники, а научные институты – заказы на новые изобретения.

И такое решение было найдено в конце XX века в той же Германии: нет высокой цены – есть достойная оплата. Для правильного воспитания в обществе этого правила нужно было потратить много лет разъяснительной работы, отснятых фильмов, передач, введения новых уроков в школе и жизненных примеров. Нужно было, чтобы общество шагнуло на новую ступень социально-экономического развития, научилось платить достойную цену.

Например, в Украине инструментальная диагностика пациента с применением компьютерного томографа (КТ) одной анатомической зоны, скажем, легких, в среднем стоит 1 тыс. грн (это где-то $38) и наше правительство и общественные организации стремятся эту цену понизить. Такие условия понижения цены они прописывают в приказах, регуляторных актах и прочем. В Германии такая же услуга на КТ одной анатомической зоны будет стоить 350 евро ($420).

Еще раз – в Германии $420, а в Украине – $38. Это в 11 раз меньше. Что самое интересное, в Германии не стоит вопрос: давайте завтра приказом сделаем цену на КТ на 20% ниже.

Почему же? А дело в том, что общество понимает – в цене $420 заложена гарантия достойной оплаты труда врачей, чтобы они не искали лучшей судьбы за рубежом, а у молодежи был стимул учиться и становиться врачами. В нее заложена гарантия того, что клиника, если в течение пяти лет будет работать и правильно откладывать прибыль, сможет купить новый и современный КТ.

Кроме этого, в цене $420 есть гарантия заказа от клиники для компании-производителя нового КТ, а в свою очередь правительство вводит правило – если одно поколение КТ отличается от предыдущего на более чем 15%, это может считаться новизной и заслуживает разного рода льгот. И это стимулирует компании-производители делать заказ в научные институты, а все вместе это порождает череду разных процессов технологического прогресса.

Правительство понимает – чтобы все это крутилось и вертелось, цена должна быть достойной. Такую цену может себе позволить оплатить или пациент с высокими доходами, или страховой фонд. Но идея страхования состоит в том, чтобы как можно больше было застрахованных именно здоровых пациентов, нежели больных, а для этого нужна качественная и современная медицина, которая зависит от достойной оплаты.

А что мы можем себе позволить за $38 в Украине? Купить старый пятилетний б/у КТ, поставить его в "мощах" украинской медицины и платить за труд врача, который бегает по трем работам описывать снимки КТ? Так давайте еще дальше понижать цены – до $20. И будем покупать 10-летний б/у КТ, а может, нам, как некоторым странам, подарят такой КТ, и будем ездить с протянутой рукой. 

Мораль этой истории в том, что нам пора уже определиться, в каком столетии мы хотим жить: в XVII или, может, в XIX? А, может, пора вступить в XXI век? Вокруг нас столько стран, которые прошли разные ступени экономического развития, и мы словно в машине времени – можем путешествовать по ним. От африканских стран до Японии – выбирайте любой век, покупайте билет и летите смотреть. Уже давно все придумали до нас, нет какого-то ноу-хау украинской системы здравоохранения – нужно только взять и сделать.

Источник: "ГОРДОН"

Блог отражает исключительно точку зрения автора. Редакция не несет ответственности за содержание и достоверность материалов в этом разделе.