$38.97 €42.44
menu closed
menu open
weather +1 Киев
Богдан Яременко
БОГДАН ЯРЕМЕНКО

Генеральный консул Украины в Эдинбурге (2006–2008), генеральный консул Украины в Стамбуле (2010–2014). Народный депутат Украины от "Слуги народа".

Все материалы автора
Все материалы автора

Власть пытается использовать законопроект №7163 для усиления полномочий президента, а не для укрепления обороноспособности

Законопроект №7163 о восстановлении суверенитета над оккупированной частью Донецкой и Луганской областей узаконивает торговлю с этими территориями, заявил украинский дипломат Богдан Яременко.

Очень внимательно перечитал подготовленный к рассмотрению во втором чтении законопроект №7163.

Устрашает.

Там, правда, есть несколько положительных изменений (как отказ от упоминания о Минских договоренностях и фактически отказ от амнистии). Но...

Под прикрытием демагогии об определении России агрессором проект закона:

  • является ударом по парламентаризму, сужает права Верховной Рады;
  • существенно, неоправданно и опасно расширяет права и возможности президента и частично исполнительной ветви власти. Предоставленные в обход Конституции широкие права и возможности для президента могут быть использованы им не только в целях организации обороны и отпора вооруженной агрессии, но и для вмешательства в политические процессы в Украине;
  • не только не устраняет пробелы между требованиями законодательства и действиями президента при организации отпора вооруженной агрессии, но и окончательно выводит действия власти за пределы правового поля, создает условия бесконтрольности для таких действий, что, наиболее вероятно, приведут к массовому нарушению прав граждан;
  • узаконивает торговлю с оккупированными территориями (хотя положение о том, что порядок перемещения товаров определяется оперативным штабом, изменено на "Кабинетом Министров Украины").

В частности, законопроект (п. 2 ст. 11) вопреки положениям п. 9 и п. 31 ст. 85 и п. 19 ст. 106 Конституции Украины заочно одобряет несуществующие решения президента по организации отпора вооруженной агрессии, применение Вооруженных сил и заранее оправдывает любые неправомерные действия президента в этом контексте в будущем.

Законопроект предоставляет президенту полномочия определения границ временно оккупированных территорий, хотя по Конституции это полномочия Верховной Рады (ст. 1).

В нарушение Конституции Украины законопроект (ст. 8) предоставляет президенту право единолично, без согласия Верховной Рады Украины, принимать решение о "начале и завершении мероприятий по обеспечению национальной безопасности и обороны, отпору и сдерживанию вооруженной агрессии Российской Федерации", что фактически означает право решать возможность применения Вооруженных сил на территории Украины без согласия парламента.

Законопроект фактически отменяет АТО, вместе с тем, игнорируя положения закона об обороне, вводит новый способ отпора вооруженной агрессии – "меры по обеспечению национальной безопасности и обороны, отпора и сдерживания вооруженной агрессии Российской Федерации в Донецкой и Луганской областях".

Таким образом, вместо утвержденного в законодательстве порядка организации отпора вооруженной агрессии (создание ставки верховного главнокомандующего и так далее) создается новый порядок – Объединенный оперативный штаб Вооруженных сил Украины, назначается командующий Объединенными оперативными силами. Назначения, а также утверждения положения об Объединенном оперативном штабе осуществляет единолично президент Украины (ст. 9). То есть президент, с одной стороны, снимает с себя политическую и правовую ответственность за уклонение от реализации предусмотренного законом об обороне сценария отпора вооруженной агрессии, а с другой – получает полный единоличный контроль над процессом в объеме, который приравнивается к состоянию войны.

Кроме того, последний пункт ст. 9 ("вмешательство любых лиц независимо от должности в управление мероприятиями по обеспечению национальной безопасности и обороны, отпора и сдерживания вооруженной агрессии Российской Федерации в Донецкой и Луганской областях не допускается") фактически может означать полную неподконтрольность и неподотчетность президента, командующего Объединенными оперативными силами и Объединенным оперативным штабом.

Это подозрение укрепляет и положения ст. 10, предоставляющие командующему Объединенными оперативными силами принимать решение о допуске лиц к району осуществления мероприятий по обеспечению национальной безопасности и обороны, отпора и сдерживания вооруженной агрессии Российской Федерации. Решение командующего, в соответствии с положениями той же статьи, являются обязательными для всех граждан и должностных лиц.

Следует особо подчеркнуть, что президент и подчиненные только ему представители командования Вооруженных сил Украины без объявления военного положения получают полные и фактически неограниченные полномочия и контроль над территориями, которые они единолично определяют как район осуществления мероприятий по обеспечению национальной безопасности и обороны, отпору и сдерживанию вооруженной агрессии Российской Федерации на период, который определяется ими единолично.

Фактически президент Украины и властное большинство пытаются использовать этот закон не для укрепления обороноспособности, исправления ошибок, допущенных в первые четыре года войны, а пользуются ситуацией для усиления/увеличения полномочий президента.

Источник: Bohdan Yaremenko / Facebook

Опубликовано с личного разрешения автора

Блог отражает исключительно точку зрения автора. Редакция не несет ответственности за содержание и достоверность материалов в этом разделе.