$39.60 €42.27
menu closed
menu open
weather +8 Киев
Александр Соколовский
АЛЕКСАНДР СОКОЛОВСКИЙ

Основатель и глава группы компаний "Текстиль-Контакт".

Все материалы автора
Все материалы автора

В прошлом году в Китае привлекли к ответственности за коррупцию 621 тыс. человек. И никто не создает там каждый год новые антикоррупционные органы

Никакие кадровые перестановки и новые лица на таможне, в СБУ, прокуратуре не помогут, если не исчезнет сама возможность коррупции, считает основатель и глава группы компаний "Текстиль-Контакт" Александр Соколовский.

Привет, инвесторы!

В одно ухо все партии перед выборами наперебой обещают привлечь в Украину инвестиции! И говорят, что создадут все условия для этого. Правда, как правило, без конкретики. А в другое – только и слышу от самых разных бизнесменов стоны, что в этом году как никогда активизировались всевозможные силовики.

Кто-то считает, что они почувствовали угрозу и решили поколядовать на дорожку. Кто-то говорит, что это только начало и будет еще хуже. И силовые структуры называются самые разные. Я решил набросать в одной табличке, кто из них больше на слуху, хоть это далеко не все.

Фото: Александр Соколовский / Facebook Фото: Александр Соколовский / Facebook

А еще добавлю пару примеров "эффективности" работы силовиков:

  • за весь 2018 год по решению суда у коррупционеров конфисковали в бюджет аж 140,6 тыс. грн (около $5 тыс.)! Источник – письмо Государственной казначейской службы. Деньги получили по бюджетной статье, которая включает как конфискованные непосредственно средства, так и средства, полученные от реализации имущества, конфискованного по решению суда за совершение коррупции. А план у правительства на 2018 год был конфисковать у коррупционеров и вернуть в бюджет 4,7 млрд грн;
  • за другие преступления, не связанные с коррупцией, за год конфисковали 78 млн грн (в том числе таможня реализовала конфиската на 13 млн грн, валюты конфисковала на 37,6 млн грн. Другие силовики реализовали конфискованного на 3,8 млн грн и денег изъяли в бюджет еще 23,6 млн грн);
  • за первые три года существования НАБУ в бюджет возвращено 360 млн грн при затратах на содержание бюро в 2 млрд грн. Это цифры от директора НАБУ Артема Сытника, а главная причина неэффективной работы, по его словам, – война с ним СБУ и САП;
  • в 2018 году инспекторы Госслужбы по чрезвычайным ситуациям осуществили 76 300 проверок компаний, Госпотребслужбы – 21 700, Госслужбы по вопросам труда – 17 000, Государственной экологической инспекции – 10 200, Управления государственного архитектурно-строительного контроля – 3600, ГФС – свыше 8500 проверок компаний;
  • количество ходатайств в суд на проведение обысков и временного допуска до вещей и документов с 2012 года выросло с 10 тыс. до 257 тыс. в 2017 году! Кроме того, количество ходатайств на проведение обысков жилья и другой собственности за эти годы выросло с 2645 до 118 884. При этом сама Генпрокуратура признала, что до суда из сотен резонансных дел дошло лишь несколько! А учитывая, сколько в стране хозяйствующих субъектов, можно утверждать, что уголовными производствами накрыло если не всех, то большинство предприятий!

Прокуратуре и напрягаться не надо, чтобы всех нас "держать на крючке". Суд, удовлетворяющий эти ходатайства, за редким исключением, стал просто формальностью. А для следователей – решал раздолье – регистрируется любой абсурд (для открытия уголовного производства достаточно непроверенного заявления от кого угодно в прокуратуру, без проведения 10-дневного дознания, как это было в старом УПК), а затем идет давление: обыски, НСРД (негласные следственные разыскные действия) и прочее.

Кроме того, все уже вкусили прелести инноваций, связанных с возможностями прокуратуры "играться" объявлением о подозрении. Все завязано на прокуроре: захочет – подозреваемый выйдет на санкцию по статье, предусматривающей взятие под стражу, а не захочет – то под залог! И хоть многие активные бизнесмены свыклись с тем, что они годами под висящими уголовными производствами, но энергии и инвестиционных настроений это не прибавляет... А для инвестиций нужен драйв и настроение, поверьте!

Так, может, финансирования маловато? Давайте сравним.

На в 2019 год расходы бюджета на оборону (получает Минобороны и подчиненные ему структуры) – это 108,9 млрд грн, что в условиях военных действий вполне оправдано.

На остальных силовиков (МВД, Нацполицию, ГП, МЧС и прочих) расходы бюджета-2019 вполне сопоставимы с военными – 103 млрд грн. При этом каждый год эти расходы увеличиваются приблизительно на 10–20%.

Только вот почему-то поднять служебные оклады таможенникам, начиная с утвержденных в этом месяце позорных 3810 грн рядовому инспектору до 7190 грн – начальнику поста, денег в бюджете нет! И, как говорит новый начальник таможенной службы Максим Нефьодов, не будет и с 2020 года! Стоит ли удивляться, что потери бюджета от контрабанды оцениваются в сотни миллиардов гривен в год? Или поверим справке Одесской таможни, что в мае 2019 года они проверили 3582 контейнера (сканированием, перевесом и выгрузкой с осмотром) и за целый месяц не нашли ни одного нарушения?

Добавлю, что в силовых структурах (без ВСУ!) служит около 600 тыс. человек. И работа их для налогоплательщиков однозначно неэффективна. Эффективно они работают на решение задач крупных финансово-промышленных групп и политиков-кураторов и заодно не забывают свои интересы – наезды на заказ и "обилечивание" теневиков (а попутно держат в напряжении "белый" бизнес, чтобы теневикам туда не хотелось).

И во все времена при всех правителях самая второстепенная задача силовиков – заставить всех жить по закону!

Посмотрим, как после выборов в ВР будет действовать президент Владимир Зеленский и не окажутся ли шуткой его обещания – например, это, цитирую: "Начнем с декоммерциализации СБУ. Сейчас этим занимается Иван Баканов, а как только будет сформирована новая Рада, я думаю, что в ближайшее время мы предложим безотлагательно лишить СБУ не свойственных ей функций. СБУ должна бороться со шпионами и диверсантами, а не заниматься бизнесом".

Интересен пример Китая, где шесть лет назад огласили курс на тотальную борьбу с коррупцией. И хоть Китай по населению, территории и ВВП некорректно сравнивать с Украиной, вот несколько любопытных цифр:

  • 621 тыс. человек привлекли к ответственности за коррупционные правонарушения в прошлом году в Китае;
  • 1335 человек беглых коррупционеров вернули в Китай власти Поднебесной в прошлом году;
  • $92 млн вернули в китайский бюджет за первые три месяца 2019 года благодаря поимке сбежавших чиновников;
  • 1,5 млн чиновников было осуждено за коррупционные преступления за время правления Си Цзиньпина.

И никто не создает в Китае каждый год новые антикоррупционные органы, призванные следить за старыми органами, ставшими коррупционными!

Хотя в любой стране борьба с коррупцией – это война не с причиной, а со следствием! А причины гораздо глубже, и все мы их понимаем. И налогоплательщики – малый/средний бизнес, который является основой благосостояния в любой стране, а в Украине выступает в роли дойной коровы силовиков, – должны не мириться с исторически сложившимся порядком, когда "все на крючке" и неуплата налогов является конкурентным преимуществом, устраивающим большинство, а требовать от новой власти определить причины болезней общества и договориться о методах лечения, которые могут оказаться крайне болезненными и непопулярными. Но едиными для всех!

Никакие кадровые перестановки и новые лица на таможне, в СБУ, прокуратуре не помогут, если не исчезнет сама возможность коррупции! Только тогда не нужно будет этой вечной борьбы.

Приведенная мною картинка – это всего лишь один из ответов на вопрос, почему экономически активное население валит из страны ускоренными темпами по два человека в минуту. Еще несколько лет без кардинальных реформ и с непрофессиональным, неэффективным государственным менеджментом – и будем наблюдать не стагнацию, а падение производства и увеличивающийся отток инвестиций!

Источник: Александр Соколовский / Facebook

Опубликовано с личного разрешения автора

Блог отражает исключительно точку зрения автора. Редакция не несет ответственности за содержание и достоверность материалов в этом разделе.