$39.54 €42.05
menu closed
menu open
weather +7 Киев

НАРИМАН ДЖЕЛЯЛОВ: У КРЫМСКИХ ТАТАР ЕСТЬ ЕЩЕ СВЕЖИЙ ОПЫТ НАЦИОНАЛЬНОЙ БОРЬБЫ В СХОЖИХ УСЛОВИЯХ СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА

НАРИМАН ДЖЕЛЯЛОВ: У КРЫМСКИХ ТАТАР ЕСТЬ ЕЩЕ СВЕЖИЙ ОПЫТ НАЦИОНАЛЬНОЙ БОРЬБЫ В СХОЖИХ УСЛОВИЯХ СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА

Заместитель аредседателя Меджлиса крымскотатарского народа, руководитель информационно-аналитического управления. Муфтият Крыма / Facebook Заместитель председателя Меджлиса крымскотатарского народа, руководитель информационно-аналитического управления. Фото: Муфтият Крыма / Facebook

Давлением на крымских татар российская власть в первую очередь преследует цель подавить их гражданскую и политическую активность. Властям необходимо продемонстрировать некое подобие стабильности на полуострове, которая, в свою очередь, должна демонстрировать поддержку и принятие населением Крыма произошедших с Крымом и в Крыму изменений. Как известно, позиция крымских татар резко расходится с этими намерениями, что выразилось в бойкоте и "референдума" 16 марта, и "выборов" 14 сентября.

Фактически крымские татары в первую очередь, Меджлис крымскотатарского народа, ряд общественных объединений, отдельные активисты, национальные СМИ – почти что единственные, кто осмеливается в Крыму открыто выражать свое несогласие с теми или иными действиями власти. Хотя в последнее время эти действия вызывают все большее недовольство и остальных жителей Крыма. В то же время позиция крымских татар известна и международному сообществу, которое использует этот фактор в дискуссиях с Москвой. Ведь Кремль продолжает объяснять события в Крыму правом на самоопределение народов, намеренно упуская, что коренным народом Крыма являются крымские татары, соответственно, правом самоопределения могут воспользоваться именно они. Чтобы уйти от этого, крымскотатарский народ торопятся превратить в просто население, которому интересны лишь хлеб и зрелища.

Крымскотатарский народ торопятся превратить в просто население, которому интересны лишь хлеб и зрелища

Естественно, крымским татарам любые действия международного сообщества по защите их прав кажутся недостаточными. И на то есть основания. К сожалению, в Крыму отсутствуют представительства международных организаций, специальные миссии, которые бы осуществляли мониторинг нарушения прав человека и народов. Необходимо продолжать усиливать информационное направление, обращать внимание на случаи нарушения прав человека и народов в Крыму. Также необходимо найти возможности присутствия на полуострове представителей международных организаций, в первую очередь правозащитных. Немаловажной является работа с правительством Украины в вопросах урегулирования отношений с гражданами оккупированной территории. Ну и стоит вспомнить идею проведения Международного форума по вопросам восстановления прав крымскотатарского народа и гарантий его безопасности, с которой в 2010 году выступил Меджлис крымскотатарского народа.

Есть ли план действий на случай, если положение с правами человека не изменится? Говорить о каком-либо планировании в сложившейся ситуации крайне трудно. Но у крымских татар есть еще свежий опыт национальной борьбы в схожих условиях советского периода. Как и тогда, мы стоим на позициях исключительно ненасильственной правозащитной деятельности. Правда, современные условия все-таки весьма отличаются, и мы вырабатываем определенный формат правозащитной и политической деятельности с учетом того немаловажного факта, что наш народ оказался сегодня разделен.

Стоит отметить, что за последний год изменилась ситуация и в социальной сфере, и не только у крымских татар. Обещанные блага так и не посыпались манной небесной на жителей Крыма, независимо от того, участвовали они в "референдуме" или нет. Социально-экономическая ситуация на полуострове осложняется и санкциями, и инфраструктурными проблемами, и действиями самой власти. Но особенность положения крымских татар в том, что они оказались в этой ситуации против своей воли.