$39.22 €42.36
menu closed
menu open
weather +11 Киев

Немцы в городе

19 сентября 1941 года. В этот день немецкие войска вошли в город, разрушенный и сожженный отступающими советскими войсками и разграбленный местными мародерами. Ужасы войны только начинались. Два последующих года править в украинской столице будут солдаты Вермахта, страх, голод и смерть.

С 12 часов дня на здании ЦК КП(б) Украины (сейчас – здание МИД Украины) развевался фашистский флаг.

В городе расклеены приказы и распоряжения, регламентирующие жизнь и обязанности киевлян. Почти все они заканчиваются фразой "За невыполнение — расстрел". Один из первых приказов, опубликованных на немецком, украинском и русском языках, был о немедленной сдаче оружия и военной амуниции. Приказы дублируются газетой "Українське слово". Редакция находилась на ул. Кудрявская, 24 (сейчас – ул. Воровского, 24). Тираж газеты быстро расходился, так как она была единственным источником официальных новостей в информационном вакууме и стоила недорого — 50 коп.

Газета "Українське слово" впервые вышла в 1933 г. в Париже, являясь печатным органом украинской эмиграции. В Киеве газета издавалась с 21 сентября 1941 года по 26 сентября 1943 года.

На стенах домов, заборах расклеены немецкие агитационные плакаты с портретом фюрера, основным посылом которых является слоган "Гітлер — визволитель" или красочные фотографии уничтожения советской техники, взятие пленных "сыновей Сталина и Молотова" и утверждение, что советы войну уже проиграли.

Из дневника киевлянки Ирины Коршуновой:

4 июля 1941 года
Какое-то безумие охватило город. Словно враг уже возле самого Киева. Все улицы наполнены бегущими к вокзалу людьми. У всех на лицах одно единственное желание — уехать, уехать скорее, как от чумы или проказы…

26 июля 1941 года
Тихо на улицах. Народ как будто пришибленный. В трамваях всегда можно ехать сидя. Самые разнообразные толки ходят по городу. У всех состояние напряженного ожидания. Есть публика, которая остается в Киеве с явным расчетом на изменение общественного строя.

6 августа 1941 года
Теперь уже нет времени в сутках, когда бы не стреляли. Канонада ли, зенитки ли, пулеметы ли. Часы затишья теперь все реже и реже. Вчера вечером на Киев летело более ста самолетов. Долетело сорок. Они бомбили мосты и Бровары. Бросали бомбы в Дарнице. Мосты целы еще, но без конца из Броваров везут раненых. Бомбят Борисполь.

По Крещатику идут и идут войска. Они движутся в сторону Дарницы.
Закрыты многие магазины. В остальных ничего нет. На улицах совсем немного гражданского населения. Город полон военными. Милиция вооружена гранатами.
Говорят, что немцы совсем близко от Киева.

Разгромленные магазины в центре Киева за дни безвластия в городе перед вступлением немцев. 1941 год. Разгромленные магазины в центре Киева за дни безвластия в городе перед вступлением немцев. 1941 год

25 сентября 1941 года

Все рухнуло. Рухнуло быстрее, чем мы могли предположить. Сегодня седьмой день немцы в Киеве.

Бульвар Шевченко представлял собой страшное зрелище. Повозки, машины, орудия, походные кухни, пехота — все смешалось в одну непрерывную, бегущую толпу, стремящуюся прочь из города в сторону Днепра.

Начались пожары. Горели эти взорванные здания и швейная фабрика имени Свердлова. А со стороны вокзала подымались огромные столбы черного дыма — это горели и взрывались вокзал и ТЭЦ.

Все знали уже: наши войска уходят. И, как было сказано раньше, взрывают объекты, которые не должны достаться врагу. И трудно сказать, чего больше боялись — врагов или пожара, потому что в городе не было воды.

погибший солдат Красной Армии под Киевом после отступления советских войск из города погибший солдат Красной Армии под Киевом после отступления советских войск из города

Водоканал был взорван еще с утра, и рассчитывать на воду не приходилось.
И кто-то пришел с известием, что в городе немцы. Побежали все в сквер возле Андреевской церкви. Оттуда увидели, что это правда. По Красной площади медленно, ровной цепью по два в ряд двигались немецкие мотоциклисты.
Все у немцев было не похоже на наше. И огромные машины, все необыкновенно оборудованные. И целые дома на колесах с самым разнообразным устройством. И вылощенный, чистый откормленный вид. Все резко отличает вид этой армии от наших войск, наших людей.

21-го числа появились на улицах первые приказы. Все они были напечатаны на двух или трех языках, украинский и немецкий обязательно. В них население призывалось к спокойствию. Предлагалось вернуть все взятое в магазинах, сдать оружие и радиоприемники (хоть их только накануне они же и выдали), соблюдать светомаскировку, не прятать, а выдавать партизан, красноармейцев, коммунистов. И заканчивались все приказы тем, что неповиновение карается смертью.

На Крещатике в 30-м номере, где прежде была какая-то второстепенная гостиница, поместилась городская комендатура. На углу Прорезной и Крещатика с другой стороны, где был "Детский мир", поместилась жандармерия. В комендатуру должны были являться все начальники учреждений для регистрации.25 сентября на всех улицах, чуть ли не на каждом шагу расклеили портреты Гитлера. Он изображен в таких же тонах, как И.В.Сталин на портретах наших художников. Стоит с гордым видом, подбоченясь. А под портретом надпись: "Гітлер — визволитель".

Город был наполнен фантастическими слухами. Говорили, что Советский Союз погиб, что в партии раскол. Что Сталин и Каганович оказались одни, а против них выступили Молотов, Ворошилов и другие. Потом говорили, что Сталин застрелился потом — что его застрелил Ворошилов, потом — что он уехал в Вашингтон.

25 сентября 1941 года
Взрывы продолжались. Без конца вырастали слухи о том, что город подожгли евреи. Было совершенно очевидно, что это очередная провокация, но никто не мог сказать, что она готовит.

Лагеря пленных в Дарнице и в Броварах. Туда вереницами идут женщины. Они несут еду, потому что пленных не кормят.
Сбиться с дороги нельзя. От самой пристани и до лагерей женщины идут толпой, непрерывным потоком. На расстоянии в 18 километров нигде нет перерыва в этой людской женской реке.

Немецкие войска входят в Киев Немецкие войска входят в Киев: "Целые дома на колесах с самым разнообразным устройством"

Немецкие солдаты в Киево-Печерской Лавре и на улицах украинской столицы Немецкие солдаты в Киево-Печерской Лавре и на улицах украинской столицы