$38.97 €42.44
menu closed
menu open
weather +1 Киев

25 августа 1941 г. понедельник - текст

Событий очень много. Они разворачиваются быстрее, чем можно их записать. Сегодня появилось Днепропетровское направление. На остальных фронтах – ожесточенные бои.

Продукты совсем исчезают из города. Но хорошо, что работают столовые. И даже неплохо кормят. В Кубуче можно пообедать за 2 рубля. За хлебом снова очереди, но никто не остается без него.

По-прежнему идет мобилизация на окопы. Многие не хотят идти работать на них.

Нюся и Галка много помогают мне в магазине. Сейчас уже в нем почти совсем порядок. И даже уже четыре дня торгуем. Покупателей довольно много. Больше всего спрашивают классиков и медицинскую литературу. Не знаю, чем объясняется то, что люди тратят довольно большие деньги на приобретение книг. Покупают полные собрания сочинений классиков, которые стоят иногда более ста рублей. Приходит много военных. Большинство из них ничего не покупает. А очень хотелось бы им книги купить. Но некуда их взять с собой. Придут, попросят посмотреть книги. Поговорят немного. Некоторые охотно расскажут о себе, другие просто подержат книгу в руках. Вернут и уходят. Ребята покупают учебники.

Улица Шелковичная, 1941 год Фото: retrobazar.com
Улица Шелковичная, 1941 год 
Фото: retrobazar.com

В субботу еще было распоряжение начать 1 сентября учебный год. А сегодня вдруг приказ из Наробраза: до особого распоряжения учебу не начинать и направлений учителям на работу не выдавать. Это, как мне сказали в Академии, в связи с тем, что к Киеву подошли очень большие силы немцев, а наших войск еще больше. И снова подтверждение, что товарищ Сталин сказал: Киева ни под каким видом не отдавать.

Вот и живем мы все время, как на вулкане. Снова в городе ожидание скорых и страшных боев.

Уже несколько дней в Киеве существует "частная торговля" – мальчишки продают газеты и конфеты-подушечки.

Сегодня совсем тихо. Только один самолет был над городом.

Сейчас совершенно невероятная темнота, хотя небо ясное, и звезды как-то особенно ярко сверкают. Не видно собственной руки. Со стороны Телички видны вспышки и очень неясно слышны выстрелы.

Во дворе фосфорическим светом сверкают глаза кошек.

Мало кто спит. Слышны тихие голоса тех, кто сидит во дворе.