$39.60 €42.27
menu closed
menu open
weather +8 Киев

Экономист Гольдарб: Национализация "ПриватБанка" – это обычный договорняк

Экономист Гольдарб: Национализация "ПриватБанка" – это обычный договорняк Гольдарб: Это обычный договорняк, в результате которого обязательства загибающегося бизнеса переложили на плечи украинских налогоплательщиков
Фото: EPA

После национализации "ПриватБанка" гривна стоит на пороге новых антирекордов и в 2017 году может упасть до уровня 45 грн за доллар, считает экономист, директор общественной организации "Публичный аудит" Максим Гольдарб. Об этом он написал в своей колонке, которую прислал в редакцию. Издание "ГОРДОН" публикует статью без сокращений.

Когда президент говорит, что проблемы в "ПриватБанке" "накапливались" годами, хочется напомнить его слова от августа 2015 года: "Почти остановился отток капитала из "Привата". Он чувствует себя мощно и стабильно".

Вся программа банка по выплате задолженностей за полученное ранее финансирование, по словам главы НБУ, выполнялась стабильно и по графику. Банк выплачивал обязательные платежи, опережая график. В этом году нас уверяли, что "Нацбанк осуществляет постоянный мониторинг деятельности банка, в частности за выполнением плана рекапитализации...".

На фоне этого странно слышать о "внезапных" проблемах банка. Тем более, что положительные тенденции в деятельности банка подтверждали официальными цифрами, и вот некоторые из них:

  1. Активы "Привата" стоят около 300 млрд грн;
  2. Объем кредитного портфеля, выданный Банком на сегодня, составляет около 180 млрд грн. При этом объем депозитов – более 190 млрд грн;
  3. За 2016 год банк задекларировал чистую прибыль в более чем полмиллиарда, что в шесть раз превышает прошлогоднюю прибыль.

В июне 2016 года "ПриватБанк" выполнил успешный международный аудит МСФО финотчетности (PricewaterhouseCoopers), где подтверждено соответствие залогового имущества.

Впрочем, как теперь утверждает Нацбанк, более 90% кредитных операций банка были связаны с партнерами "Привата". Грубо говоря, происходило финансирование собственного бизнеса. А в таких случаях работает другая формула: залоговые активы оцениваются значительно выше, чем они стоят на самом деле. Как следствие, возникла разница в 150 млрд грн (точные цифры получим после полноценного аудита банка), которые придется взять из госбюджета, чтобы покрыть приват-дыру.

Из-за этого уже сегодня гривна показывает падение и на черном рынке, и в валютных обменниках. "Деньги любят тишину" – этот принцип никто не отменял, а здесь с трудом удается сдерживать панику шокированных клиентов. Из банкоматов "Привата" они ежедневно снимают до 2 млрд грн. Собственно, это еще и лучший показатель доверия людей словам президента, главы НБУ Валерии Гонтаревой и других руководителей финансовой системы Украины. Что люди делают с освободившимися деньгами? Конечно, покупают валюту. Вот ключевая причина того, что гривну снова лихорадит.

Банковскую и финансовую систему еще долго будет трясти

Более того, если произойдет латание бюджетной дыры в 150 млрд грн (для этого, судя по всему, выпустят облигации внутреннего государственного займа), национальную валюту будет штормить значительно серьезнее. Ведь это более 40% от общего количества денежной массы, которая есть на руках у людей, – беспрецедентная сумма. Даже если бы речь шла о ОВГЗ в размере 10% от общего объема денежной массы, гривна однозначно столкнулась бы с волатильностью, а тут сумма в несколько раз больше.

К чему готовиться украинцам? К тому, что банковскую и финансовую систему еще долго будет трясти. Экономика Украины сегодня голодная к деньгам. Денег, даже дешевых, очень не хватает. Выходов два – или печатать их, или одалживать. Последний вариант – сомнительный, ведь занимать некому (во всяком случае тем, кто сейчас руководит страной, иностранные партнеры не доверяют). Итак, деньги придется печатать, а это – очередной скачок доллара. Уже сейчас можно с уверенностью утверждать, что гривна стоит на пороге новых антирекордов, и вполне реальным в следующем году окажется курс, рассчитанный в "Публичном аудите", – на уровне 45 гривен за доллар.

Cui bono? – Кому выгодно?

В СМИ в том числе распространяются версии о рейдерстве со стороны государства по отношению к группе "Приват" во главе с Игорем Коломойским. Однако все похоже на договоренность.

Дело в том, что на сегодня украинская банковская система, за исключением нескольких банков, являющихся дочерними финучреждениями крупных европейских банков, – это большая МММ. Эти отечественные банки еще в 2014 году принимали у людей депозиты под более 20% годовых, тогда как во время войны и разрушения экономики ни один бизнес нельзя было бы кредитовать так, чтобы заплатить такие огромные проценты и при этом заработать. Поэтому банки работали по классическому виду финансовой пирамиды, при покровительстве регулятора. Хуже всего, что подобная ситуация может случиться и с другими коммерческими банками, и это точно так же будет спускаться на тормозах НБУ, который до последнего будет уверять: "Люди, не волнуйтесь".

Сценарии повторяются. Так, в частности, было и с "Дельтой", когда-то огромным системным банком. За две недели до того, как в него была введена временная администрация, он получил рефинансирование. Гонтарева, кстати, тогда тоже утверждала, что все под контролем. В итоге ситуация завершилась тем, что обманутые вкладчики до сих пор мерзнут под Нацбанком, требуя своих "кровных". Вероятно, по подобной схеме МММ работал и "Приват", несмотря на официальную отчетность, которую он публиковал. Поэтому нынешняя ситуация – это обычный договорняк, в результате которого обязательства загибающегося бизнеса переложили на плечи украинских налогоплательщиков. Отныне все связанные с деятельностью банка риски – это их ноша.