Публикации ЭКСКЛЮЗИВ «ГОРДОНА»

Лесин стал добычей тех, кто отвечал за отсутствие утечек о вмешательстве РФ в выборы президента США – Фельштинский

Главная тайна, которую мог раскрыть американскому минюсту погибший в ноябре прошлого года в Вашингтоне экс-глава "Газпром-Медиа" Михаил Лесин, состояла в том, что президент РФ Владимир Путин при помощи Russia Today намеревается сделать Дональда Трампа президентом Америки. Об этом в своей статье для издания "ГОРДОН" пишет российско-американский историк, автор книги "ФСБ взрывает Россию" Юрий Фельштинский.

Михаил Лесин с 1999-го по 2004 год был министром РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций
Михаил Лесин с 1999-го по 2004 год был министром РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций
Фото: EPA
Нет ни одного человека, который бы верил, что он напился, упал и умер. Все думают, что его забили до смерти и что к этому причастен Путин или Кремль

5 ноября 2015 года в вашингтонской гостинице DuPont Circle нашли мертвым известного медиамагната, бывшего министра по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций РФ, бывшего руководителя "Газпром-Медиа", создателя российского государственного пропагандистского канала Russia Today (RT) Михаила Лесина. Это была очередная загадочная смерть российского бизнесмена, может быть, даже и убийство. Вопрос о том, что именно произошло с Лесиным и кому понадобилась его смерть, ответа не получил.

В конце октября 2016 года полиция США закрыла дело, назвав смерть Лесина несчастным случаем. В достаточно путаном заключении указывалось, что Лесин "вошел в свой номер утром 4 ноября 2015 г. после нескольких суток чрезмерного употребления алкоголя и получил травмы, приведшие к смерти, находясь в номере в одиночестве... Непосредственной причиной смерти Лесина стали тупые черепно-мозговые травмы в сочетании с травмами шеи, грудной клетки, верхних и нижних конечностей, причиной которых стали падения в состоянии острого алкогольного отравления", – говорилось в документе.

28 июля издание BuzzFeed опубликовало новое расследование обстоятельств смерти Лесина. Ссылаясь на мнение двух агентов ФБР и сотрудника американской разведки, авторы публикации утверждали, что Лесин был убит в Вашингтоне перед встречей с сотрудниками минюста США, причем Лесин был избит до смерти, предположительно, бейсбольной битой. В отчете судмедэкспертизы, как указывал BuzzFeed, говорилось, что Лесин скончался из-за "тупой травмы головы, полученной в результате силового воздействия". В дополнение к уже описанным ранее травмам – шеи, туловища, верхних и нижних конечностей, обнаружилось, что у Лесина были сломаны ребра. "Могу утверждать, что [в ФБР] нет ни одного человека, который бы верил, что он напился, упал и умер. Все думают, что его забили до смерти и что к этому причастен Путин или Кремль", – сказал один из источников BuzzFeed. Это предположение основывалось на том, что, по мнению очень многих людей, расследовавших смерть Лесина, он собирался встретиться с сотрудниками минюста США, наблюдавшими за деятельностью российского телеканала RT.

По общепринятым в таком случае правилам именно минюст США должен был официально оплачивать Лесину проживание в отеле. И это объясняет, почему Лесин, обычно останавливавшийся в более фешенебельных пятизвездочных гостиницах, например, в знакомом ему вашингтонском отеле Four Seasons, пошел ночевать в четырехзвездочную гостиницу DuPont Circle, стоимостью $250–300 в сутки. Минюст США просто не имел права оплачивать Леcину Four Seasons по тарифу $500–800 за ночь.


Отель Dupont Circle, где Михаил Лесин, бывший помощник президента России Владимира Путина, был найден мертвым от явного сердечного приступа, изображен в Вашингтоне, округ Колумбия, США, 07 ноября 2015 года. Тело Лесина было обнаружено 05 ноября Фото: EPA
Отель Dupont Circle в Вашингтоне, округ Колумбия, США, где Михаил Лесин был найден мертвым. Фото: EPA


Что же мог рассказать Лесин американским правоохранительным органам и чего опасались люди, принявшие решение о его устранении? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно отступить в 2005 год, когда российское правительство одобрило инициативу Лесина о создании российского канала Russia Today, вещавшего на иностранных языках, главным образом на английском.

Правда, от влияния на редакционную политику канала Лесин был отстранен в самом начале. По воспоминаниям главного редактора телеканала Маргариты Симоньян, уже в 2005 году, где-то между 6 июня, когда было принято решение о создании канала, и 14 сентября, когда началось вещание, Лесин признался ей в своем кабинете:

– Угробили мою идею… Вы еще не запустились, а знаешь, как вас уже все называют?!

– Знаю. Параша тудей.

– Точно! Это я придумал!

Сегодня "Параша тудей" вещает из Москвы на более чем сто стран мира. После вторжения в Грузию в 2008 году Russia Today была постепенно переименована "из конспиративных соображений" в RT, и зрители не всегда понимают, что смотрят российское пропагандистское телевидение. По крайней мере слово "Россия" в глаза не бросается.

Финансируется RT из федерального бюджета России. Если в 2005–2006 годах канал получал по $30 млн в год, то в 2008–2009 годах каналу ежегодно выделялось уже более $100 млн. В 2014 году, в связи с вторжением в Украину, каналу выделили на пропаганду $445 млн; в 2015 году – $236 млн по одним данным и $320 млн – по другим; в 2016 году – $210 млн по одним данным и $250 млн – по другим. (Для сравнения, весь бюджет BBC, выделяемый британским правительством, составляет $375 млн в год).

При этом отчет о расходовании бюджетных средств RT был опубликован лишь однажды и занял всего три строчки. Поэтому достоверно определить, сколько именно бюджетных денег выделено, на что и как именно они расходуются – абсолютно невозможно.

Кража бюджетных средств в России до сих пор является самым доходным бизнесом. Чем больше бюджет, тем больше возможностей "заработать". Бывший министр по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций (1999–2004), советник президента России (2004–2009), создатель Russia Today (2005), генеральный директор "Газпром-медиа Холдинг" (2013–2015) Михаил Лесин в целом не нуждался в деньгах. Он много путешествовал, очень любил свою яхту и рыбную ловлю. Имел, как семейную собственность, виллы в Лос-Анджелесе. 25 сентября 2015 года, за несколько недель до смерти, у него родилась дочь Тамара. Мать девочки – бывшая модель и стюардесса Виктория Рахимбаева, последняя спутница Лесина.



Личной жизни и быту Лесина пресса уделила много внимания. Фотографиями Виктории Рахимбаевой пестрели журналы и интернет. Банальные подсчеты показывали, что заработать имевшиеся у Лесина деньги государственной службой и телевизионным бизнесом было невозможно. После смерти Лесина два его калифорнийских поместья были выставлены на продажу за $51 млн.

Не будем морализировать: эта статья не ставит своей целью определить, сколько миллионов украл из госказны России бывший государственный служащий Лесин. Интересно другое: у российского государства, российских правоохранительных органов и зарубежной российской государственной структуры Russia Today за все эти годы не возникло к Лесину никаких финансовых претензий. И это наводит на мысль, что действия Лесина соответствовали намерениям вышестоящего начальства. Начальством Лесина давно уже был Владимир Путин.

В 2014 году, после оккупации Крыма и вторжения на восток Украины, целый ряд российских компаний и лиц оказались под санкциями. 29 июля 2014 года угроза нависла над самим Лесиным: сенатор от штата Миссисипи Роджер Уикер потребовал от генпрокуратуры США проверить, на какие деньги "шеф пропаганды Путина" Лесин купил в 2009 году в Лос-Анджелесе свое 28-миллионное поместье. Лесин отписался тем, что собственность принадлежит детям. Но эта отписка американцам не могла показаться убедительной, тем более, что к тому времени с американскими правоохранительными органами стал сотрудничать друг и младший партнер Лесина, руководитель американского отделения Russia Today Алексей Язловский.

Эмигрант из Советского Союза Язловский был знаком с Лесиным со студенческих лет. Они вместе учились в Московском инженерно-строительном институте имени Куйбышева (МИСИ), который Лесин окончил в 1984 году. Вместе были членами институтской команды КВН (Лесин был администратором команды). В команде КВН МИСИ собралось тогда много будущих звезд телеэкрана: шоумен Леонид Якубович; ведущий программ "Устами младенца" и "Сто к одному" Александр Гуревич; продюсер этих же программ и "Своей игры" Сергей Пехлецкий; продюсер канала "Деловая Россия" Александр Акопов; президент компании Video International Юрий Заполь; автор и продюсер передачи "Веселые ребята" Андрей Кнышев... После окончания института всех раскидало по разным углам СССР. Лесин, например, по распределению уехал в Монголию. Язловский пошел учиться на эстрадный факультет в Государственный институт театрального искусства (ГИТИС). А когда Лесин вернулся из Монголии, Язловский предложил ему стать директором создаваемого им театра "Паноптикум".

В 1990 году был зарегистрирован первый совместный бизнес Лесина и Язловского: продюсерская компания МА ("Миша и Алеша"). Но уже в 1991 году Язловский уехал в США, а Лесин и Заполь организовали компанию РТВ ("Радио и телевидение"), переименованную затем в рекламное агентство "Видео Интернешнл".

Формально эмигрировав, Язловский продолжал работать на российском телевизионном рынке. В качестве режиссера он принял участие в создании нескольких телевизионных проектов, в частности программы "Добрый вечер с Игорем Угольниковым", сопродюсером которой с января 1997 года был Лесин, и даже попробовал себя в качестве актера в передаче "Веселые ребята". В 2001 году Язловский стал режиссером российского телевизионного фильма "Поехали", посвященного Юрию Гагарину, а в Америке – продюсером серии телепередач "Письма из Америки" (ведущий Александр Генис).

Михаил Лесин в этот период был министром РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций и активно занимался делами телевидения.

После того, как в июне 2005 года было официально объявлено о создании нового круглосуточного информационного канала на английском языке Russia Today, Язловский, получивший еще в 2002 году американское гражданство, зарегистрировал в Вашингтоне компании RTTV America, Inc. и RTTV Studios, Inc., заняв в обеих компаниях должность президента. Именно Язловский, таким образом, стал создателем будущей торговой марки канала RT. Однако формальное право на логотип "RT" было передано Язловским российской компании TV-Novosti (владеющей каналом Russia Today) только в 2010 году.


Фото: Della Jo Wilson Piarulli / Facebook
RTTV America по-прежнему работает в Вашингтоне. Фото: Della Jo Wilson Piarulli / Facebook


В штате RTTV America Язловского числилось 45 человек. Формально компания занималась производством телевизионной и видеопродукции для Russia Today. Фактически Язловский являлся владельцем американского подразделения российского телеканала RT, известного также как RT America. Именно по этой причине в американских налоговых декларациях компаний был указан один и тот же адрес, а отделения RTTV America в четырех городах США – Вашингтоне, Нью-Йорке, Майами и Лос-Анджелесе – находились и фактически, и юридически там, где располагались региональные бюро российского госканала Russia Today. Даже в личных налоговых формах "W-2" американские сотрудники российского RT America указывали, что приняты на работу компанией Язловского RTTV America. Кроме того, Язловский руководил еще и работой радиостанции Voice of Russia, которая в декабре 2013 года была закрыта указом президента Путина, реорганизована и вошла в холдинг Russia Today под новым названием. Курировал всю эту деятельность Лесин.

Язловский был связан не только с Лесиным, но и с его детьми. После того, как в конце 2009 года Михаил Лесин переехал в Калифорнию, в Беверли-Хиллз, где уже жили его дети – дочь Екатерина и сын Антон, Екатерина стала продюсером RT America, а Антон – продюсером голливудских фильмов. Он выпустил за несколько лет три картины. Одну из них – Haunt (2014) – вместе с Язловским. Так что о Лесине, семье Лесина, делах Лесина и работе Russia Today Язловский знал абсолютно все. Знал он и то, что через "мертвые души" и липовые контракты Russia Today отмывает в США десятки миллионов долларов, долю которых забирает себе и Лесин, и сам Язловский (купивший себе дом под Вашингтоном в мэрилендском городке Потомак за $1,873 млн, квартиру в Нью-Йорке и дачу во флоридском городке Нейплс). На что тратились отмытые Russia Today деньги, знал только очень ограниченный круг лиц, в который входили Язловский и Лесин. 

На Алексея Язловского прокуратура США вышла случайно. В 2007 году минюст США заподозрил крупнейший швейцарский банк USB AG в причастности к сомнительным офшорным финансовым операциям. Продолжением расследования стало пристальное изучение финансовой деятельности трех израильских банков: Napoalim, Leumi и Mizrahi-Tefahot. В связи с этим в сентябре 2011 года два руководителя американской бухгалтерской компании United Revenue Service (URS) Давид Калай и его сын Надав Калай, имевшей в США 12 филиалов, а также сотрудник их фирмы израильский гражданин Давид Элмог "были обвинены в сговоре и уклонении от налогообложения путем открытия для клиентов незадекларированных счетов в люксембургских и швейцарских филиалах израильских банков".

Все трое в 2000–2011 годах помогали своим клиентам открывать незадекларированные счета в филиалах двух израильских банков и создавали офшорные компании в Белизе и на других территориях, чтобы исполнять роль владельцев таких незадекларированных банковских счетов с целью скрыть имена реальных владельцев и утаить их доходы от налогообложения и от американской налоговой службы IRS. Язловский, на свое несчастье, оказался одним из клиентов Давида и Надава Калайев, и уже в 2012 году начал сотрудничать со следствием.

Язловский подписал соглашение о сотрудничестве со следствием и передаче следствию информации о деятельности двух дочерних компаний Russia Today

Первые судебные бумаги о сотрудничестве с Язловским были подписаны судом 3 января, а самим Язловским – 14 декабря 2012 года. 3 мая 2013 года Язловского формально арестовали в американском суде, обвинили в уклонении от уплаты налогов, но в тот же день освободили под залог в $50 000. По условиям освобождения ему было запрещено покидать Соединенные Штаты, и он сдал свои паспорта – российский (SI 4979912, выданный в мае 2011 года) и американский (017168567, выданный в сентябре 2003 года). 16 мая 2013 года он подписал соглашение о сотрудничестве со следствием и передаче американским правоохранительным органам всей имеющейся в его распоряжении информации о деятельности двух дочерних компаний Russia Today – зарегистрированных Язловским RTTV America, Inc. и RTTV Studios, LLC.

1 июля 2013 года Язловский признал себя виновным в том, что подал в федеральную налоговую службу (IRS) ложные данные о доходах за 2008 год, скрыв в общей сложности от налогов $2,6 млн. "В награду" в ноябре 2013 года судья разрешил Язловскому получить оба паспорта на неделю, чтобы слетать по делам в Москву.

Сведения о претензиях к Язловскому со стороны минюста США стали достоянием общественности 1 апреля 2014 года, когда корреспондент газеты Washington Free Beacon Алана Гудман опубликовала статью о суде над Язловским. Из-за этой в общем-то небольшой и долгое время единственной в США публикации о Язловском в Russia Today началась настоящая паника. В Москве заподозрили, что в распоряжение американских правоохранительных органов стала поступать в том числе информация об отмывании денег Лесиным и российским каналом.

Поэтому уже 8 апреля через публикацию в "Коммерсанте" главный редактор RT Симоньян попыталась опровергнуть информацию о связи Язловского с Russia Today. Газета писала:

"Власти США предъявили обвинения в налоговом мошенничестве владельцу телекомпании RTTV America Алексею Язловскому. Следствие считает, что бизнесмен является фактическим владельцем американского подразделения российского государственного телеканала RT (Russia Today). В компании утверждают, что господин Язловский был одним из контрагентов канала, а вовсе не владельцем подразделения. Главный редактор RT Маргарита Симоньян заявила, […] что господин Язловский – контрагент телеканала, а у RT сотни контрагентов: "RTTV America – это коммерческая фирма, у нее свои дела с налоговой, RT не имеет права и технической возможности проверять, как они платят налоги и ведут хозяйственную деятельность".

По мнению госпожи Симоньян, налоговое разбирательство в отношении российского бизнесмена – это "обычная рабочая история", которую западные СМИ раздувают в "дикий скандал". Она уверена, что "никому бы и в голову не пришло заниматься такой историей", если бы господин Язловский не был связан с RT. По ее словам, RT разрывает контракт с RTTV America, поскольку канал несет репутационные потери. "Но мы категорически не согласны с посылом, что налоговые претензии американских властей к нашему контрагенту имеют отношение к деятельности Russia Today".

Одновременно коммерческий представитель RT Роман Токман, племянник жены Алексея Язловского Светланы Рябой, заявил Washington Free Beacon, что "Язловский не является президентом телеканала RT America", а занимается производством видеопродукции, обеспечивает "работу съемочных групп, передачу контента, предоставляет оборудование для телестудий". Покупателем же этих услуг является Russia Today, руководящая каналом RT America, но не имеющая отношения к RTTV America.

Во все это трудно было поверить, поскольку компания Язловского RTTV America была официальным работодателем сотрудников RT America, выписывала им чеками зарплаты и оплачивала различные льготы. Только летом 2014 года, уже после публикации статьи Гудман, руководители RT America сообщили сотрудникам, что все эти операции переходят теперь к компании T&R Productions, зарегистрированной на Михаила Солодовникова, главу службы новостей RT America.

9 марта 2015 года в федеральном суде Центрального округа Калифорнии в Лос-Анджелесе 52-летний Язловский был приговорен к одному году испытательного срока под надзором, 640 часам общественных работ и $60 тыс. штрафа. Более легкое наказание за совершенные нарушения трудно было придумать.

Дело в том, что генпрокуратуру США в тот момент не интересовали Язловский и отмывавший через Язловского деньги российский телеканал Russia Today. Шел 2013 год. О планах Путина захватить Крым, начать войну с Украиной и поучаствовать в американской президентской гонке никто не догадывался. Налоговые службы США занимались тогда израильскими банками. В судебные документы по делу Язловского просочились несколько "крупных" сумм: $2,6 млн, перечисленных "русским клиентом" Язловского на счет в люксембургском отделении израильского банка; $2 830 060, перечисленные "русским клиентом" Язловского на счет "RTTV Studios" в США; $900 тысяч, спрятанные от налогов на счету одной из компаний Надава Калая и, наконец, еще $7,65 млн, которые Язловский пытался вывести из-под налогов. Упомянуты были и $642 тыс., выплаченные за хлопоты самому Надаву Калаю. Но разве могли сравниться эти суммы, например, со штрафом в $400 млн, который в декабре 2014 года в связи с делом Калайев заплатил американской казне один только банк Leumi?

В итоге, обвинения в отмывании денег Язловскому предъявлены не были. Как и прежде, он продолжал оставаться собственником двух связанных с RT фирм, действующих в обычном режиме. Финансовые претензии Язловскому со стороны Russia Today по понятным причинам предъявлены тоже не были – все занимались одним общим согласованным с центральным руководством делом по отмыванию бюджетных российских денег на цели, так никому и не названные.

Имя Алексея Язловского было настолько привычно и естественно для журналистов RT, что даже в феврале 2015 года, анонсируя программу о "продовольственных неурядицах" в США, телеканал указал репортером Алексея Язловского, имея в виду совсем другого журналиста RT – Алексея Ярошевского:

"Недостаток продовольствия является серьезной проблемой в Соединенных Штатах, где все больше людей вынуждены бороться за то, чтобы обеспечить пропитанием свои семьи и вести здоровый образ жизни. В то же время другие американцы выбрасывают огромное количество абсолютно пригодной к употреблению высококачественной пищи. Корреспондент RT Алексей Язловский передает из Food Recovery Network, благотворительной организации в Балтиморе, которая борется с нехваткой продовольствия и его растратой".

У них своя жизнь. А у меня – своя. И я хочу ее жить так, как считаю нужным. Я больше не могу терпеть этот дурдом

Итак, в 2014 году, после вторжения в Украину и судебного дела Язловского, Russia Today отделалась "легким испугом", удержалась и санкциям или наказаниям со стороны правительства США подвергнута не была. Правда, Лесин постепенно отходил от дел, отчасти потому, что в 2012 году очень серьезно повредил позвоночник, катаясь на лыжах. Он прошел через тринадцать операций и физически полностью так никогда и не оправился.

Изменения произошли и в личной жизни Лесина. Где-то в середине 2014 года у него начался роман с Викторией Рахимбаевой. Все чаще и чаще Лесин оказывался в США. В 2013 году он был в Америке два раза – с 29 мая по 6 июня и с 28 августа по 7 сентября. В 2014 году – уже четыре – 8–12 января, 2–9 марта, 10–20 июля, 15–25 декабря. В декабре он признался Симоньян, что планирует все бросить и путешествовать с "Викой". Симоньян вспоминает:

– Я не понимаю, как вы можете вот так просто взять и все бросить! Ведь это подставит кучу людей!

– Послушай, эти люди не дети. У них своя жизнь. А у меня – своя. И я хочу ее жить так, как считаю нужным. Я больше не могу терпеть этот дурдом.

– И что вы будете делать?

– Жить. Поедем с Викой туда, где я раньше не был. Если такие места еще остались.

– Я вас не понимаю.

– Когда-нибудь поймешь. Или не поймешь.


Фото: Маргарита Симоньян‏ / Twitter
Путин, Симоньян и Лесин. Фото: Маргарита Симоньян‏ / Twitter


В 2015 году, незадолго до смерти, Лесин предложил Симоньян уехать из России в Америку. В советские времена это называлось "стать невозвращенцем". В разгар предвыборной кампании в США это стало бы изменой по отношению к Путину. Рассказала ли Симоньян тогда же Путину об этом разговоре, мы, наверное, никогда не узнаем. Но на предложение Лесина Симоньян ответила решительным отказом:

– Вообще, конечно, тебе нужно думать о своем будущем. Я за тебя переживаю. Сколько ты можешь быть главным редактором "Раша Тудэй"? Переезжайте лучше в Лос-Анджелес! Ты будешь писать сценарии, Тигран [Кеосаян, кинорежисер, муж Маргариты Симоньян] будет снимать, я буду вашим продюсером. […]

– Вы же знаете, Михалюрич, я никуда отсюда не уеду.

– Вот ты уже немолодая, а все дура. Тигран, скажи ей!

Петр Авен вспоминает, что в Америке виделся с Лесиным в самом конце августа 2015 года: "Он захотел прилететь, чтобы поддержать меня после смерти жены" (Елена Авен умерла 25 августа). "Прилетел он в Нью-Йорк, в Иаст Хэмптон. Это было 30 или 31 августа. Он был очень слаб, вообще был в плохом состоянии", – продолжает свой рассказ Авен.

В США Лесин пробыл в этот раз до 9 сентября. Улетел он с намерением вернуться, поскольку Авен пригласил его на торжества в Вашингтоне, связанные с вручением Авену премии центра Вудро Вильсона за вклад в развитие российско-американских отношений. "Затем я видел его в Москве в сентябре или октябре, где подтвердил приглашение приехать в Вашингтон", – говорит Авен.

Торжественный благотворительный обед по этому поводу был назначен на 3 ноября в отеле Ritz-Carlton в вашингтонском Уэст-Энде. Лесин обещал прилететь и был включен в список многочисленных гостей. Это означало, что о предполагаемом прилете Лесина в Вашингтон знал достаточно широкий круг лиц, среди которых могли быть не только друзья Лесина.

21 октября Лесин действительно прилетел в США, в Лос-Анджелес. Когда именно он перелетел в Вашингтон, не вполне понятно. В понедельник, 2 ноября (начало рабочей недели – если иметь в виду предположения о планах Лесина встречаться с правоохранительными органами США), он вселился в DuPont Circle Hotel. В многочисленных публикациях указывается, что по крайней мере с вечера 2 ноября он был уже сильно пьян.

3 ноября, когда Лесин не появился на торжественном обеде, Авен пытался дозвониться ему по телефону, послал СМС. Безуспешно. Лесин не отвечал. Последний раз камеры безопасности гостиницы DuPont Circle видели его входящим в отель в 10.48 утра 4 ноября.

"Я не верю в заговор КГБ, – сказал Петр Авен. – Он мог напиться, мог подраться. Он вообще был драчун, особенно, когда выпьет. Может быть, это была бытовая драка. Может быть, просто сердце остановилось".

Бытовая драка, закончившаяся смертью, всегда и везде считается убийством. Сердце действительно в конце концов остановилось, но уже после того, как Лесину были нанесены "тупые черепно-мозговые травмы, в сочетании с травмами шеи, грудной клетки, верхних и нижних конечностей".

Удар по Хиллари Клинтон Путин наносил с двух флангов: левого и правого

Смерть Лесина в ноябре 2015 года совпала с еще одним событием, последствия которого ощущаются до сих пор всем миром: проводимой Кремлем операцией по оказанию помощи Дональду Трампу в его битве на кресло президента США. В этой операции, аналогов которой не знала мировая история, пропагандистскому каналу Russia Today отводилась главенствующая роль. Посвященный во все тайны российского канала бывший руководитель Russia Today, коррумпированный алкоголик Лесин, часто приезжавший в США, приобретший в Америке дорогую недвижимость и вывезший туда свою многочисленную родню, добровольно или в силу обстоятельств мог стать источником информации, губительной для всей многоходовой операции Путина. На риск утечки этой информации Путин идти не мог. Russia Today теперь была не просто вещавшим на заграницу каналом. Russia Today стала связным между Кремлем и вовлеченными в планы Путина сознательными или слепыми агентами России и важнейшим звеном операции по выдвижению в президенты США подкупленного российскими деньгами Дональда Трампа.

Удар по Хиллари Клинтон Путин наносил с двух флангов: левого и правого. На левом фланге Кремль использовал Джилл Стайн. Уже в сентябре 2015 года кандидат в президенты США от Партии зеленых Стайн приняла участие в мероприятии Russia Today в Нью-Йорке и обменялась рукопожатием и теплыми словами с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым, "случайно" там оказавшимся. В октябре–ноябре, перебегая на правый фланг борьбы, Russia Today включилась в переписку с Майклом Флинном, уже подкупленным двумя платежами по $11 250 двумя российскими компаниями: авиакомпанией "Волга-Днепр" и лабораторией Касперского. Поставленное перед RT задание – договориться с Флинном о прилете в декабре 2015 года в Москву для участия в торжествах по случаю 10-летней годовщины RT.

В декабре Стайн и Флинн действительно встретились в Москве на праздновании RT за одним столом с Путиным. В результате Флинн открыто призвал американцев посадить Клинтон в тюрьму и тайно пообещал после прихода к власти снять с России американские санкции и признать аннексию Крыма. А Стайн на выборах в ноябре 2016 года оттянула на себя предназначенные для Клинтон левые голоса избирателей, причем ровно те, которые позволили Трампу (и не позволили Клинтон) стать президентом: в Мичигане Стайн получила более 51 тыс. голосов, в то время как Клинтон уступила в этом штате Трампу меньше 11 тыс. В Висконсине Трамп опередил Клинтон на 23 тыс. голосов, в то время как Стайн собрала 31 тыс. В Пенсильвании Трамп выиграл с преимуществом в 44 тыс. голосов, а за Стайн проголосовало 50 тыс.

Флинн работал на Путина и Трампа за деньги, в том числе за $45 тыс. из бюджета RT. Стайн не получала наличных денег, но российский канал RT, вещавший в США, был единственным телеканалом, освещавшим ее предвыборную кампанию и приглашавшим ее в эфир с самого первого дня предвыборной гонки, когда RT стал площадкой для предвыборных дебатов кандидатов в президенты от Партии зеленых, где победителем торжественно избрали Стайн. Оценить эту пиарную работу RT в денежном эквиваленте не представляется возможным, но без пиарного прикрытия RT Стайн вряд ли набрала бы критическое количество голосов.

Активные мероприятия, связанные с использванием в предвыборной кампании на стороне Трампа WikiLeaks и Джулиана Ассанжа, – еще один блок работы RT, достойный пристального внимания.


Джулиан Ассанж – Фото: ЕРА
Джулиан Ассанж – основатель проекта WikiLeaks, который публикует секретную информацию, утечки новостей и материалы, предоставляемые анонимными источниками. Фото: ЕРА


27 июля 2016 года Трамп попросил Путина обнародовать недостающие 30 тыс. имейлов Клинтон: "Вот что я вам скажу... Россия, если вы меня слышите, я надеюсь, вы сможете отыскать 30 тысяч электронных писем, которых не хватает", – заявил он.

5 ноября, перед самыми выборами, канал RT показал интервью с Ассанжем об имейлах Клинтон, заверяющее американцев, что Россия к публикации этих имейлов не имеет отношения: "Команде Клинтон удалось спровоцировать некую неомаккартистскую истерию: во всем виновата Россия. Хиллари Клинтон много раз утверждала, ошибочно, что семнадцать разведывательных агентств США пришли к выводу, что наши публикации были получены из источников в России. Это ложь. Мы заявляем, что российское правительство не является источником этой информации".

Интервью с Ассанжем от 5 ноября, запущенное в эфир и интернет RT, до выборов успели посмотреть миллионы избирателей. В целом, поисковая система Google при запросе записей в YouTube с Ассанжем, выложенных каналом Russia Today, выдает удивительное число: 2,42 млн. Кстати, на известной фотографии Путина–Флинна–Стайн за обеденным столом в Москве в декабре 2015 года участники торжества куда-то внимательно смотрят. Смотрят они на экран, где в это время перед собравшимися выступает Ассанж.


Фото: EPA
Фото: EPA


Стоит поэтому согласиться с Еленой Постниковой, утверждающей в своей статье в Newsweek 16 января 2017 года, что каналу RT в США, согласно существующему американскому законодательству, должен быть присвоен статус "иностранного агента"; или с мнением бывшего посла США в России Майкла Макфола, сказавшего, что сотрудникам RT следует получать аккредитацию скорее в качестве иностранных агентов, а не журналистов.

Канал RT в действительности никогда не был информационным каналом. Он создавался Кремлем как пропагандистский инструмент российского государства, вовлеченный в круглосуточную идеологическую борьбу и даже в периодические президентские гонки, и не только в Америке. В этой борьбе, где Путиным все было брошено на чашу весов, где на счету (как оказалось) был каждый голос американского избирателя, наличие в ноябре 2015 года в Вашингтоне "отвязного" Лесина грозило непредвиденными последствиями и становилось фактором риска и непростительной роскошью. Любые его показания или просто разговоры (которых, может быть, в Кремле боялись безосновательно, поддаваясь традиционной для российских спецслужб паранойе) могли помешать и без того нервной работе RT и сорвать операцию по выдвижению Трампа в президенты. Жизнь одного человека (как известно – не первого, и как оказалось – не последнего) была допустимой ценой за успех самой блистательной операции российских спецслужб со времени привода к власти в России в 2000 году полковника ФСБ Путина.

Больной и спившийся Лесин стал самой легкой добычей для тех, кто отвечал за отсутствие утечек информации о планах заговорщиков – тех самых утечек, которые в конце концов позволили американской общественности и законодателям начать складывать отдельные кусочки пазла в цельную нелицеприятную картину, называемую все чаще "российским вмешательством" и "тайным соглашением", и грозящую не сумевшему заткнуть эти "утечки" Дональду Трампу импичментом и отставкой.

Юрий ФЕЛЬШТИНСКИЙ
все публикации
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ
6 сентября, 2017 15.57
6 сентября, 2017 13.27
2 сентября, 2017 14.14
 

КОММЕНТАРИИ:

 
Уважаемые читатели! На нашем сайте запрещена нецензурная лексика, оскорбления, разжигание межнациональной и религиозной розни и призывы к насилию. Пожалуйста, не используйте caps lock. Комментарии, которые нарушают эти правила, мы будем удалять, а их авторам – закрывать доступ к обсуждению.
 
Осталось символов: 1000